Содержание итоговой аттестации

Вопросы для зачёта

1. Современные подходы к обучению школьников в малочисленной сельской школе.

2. Воспитательные возможности учебного процесса в малочисленной сельской школе.

3. Сущность и особенности обучения детей в разновозрастных группах.

4. Функции и принципы обучения детей в разновозрастных группах.

5. Типы и формы проведения занятий в разновозрастных группах.

6. Планирование учебных занятий в разновозрастных группах.

7. Постановка целей на занятии в разновозрастной группе.

8. Особенности организационной деятельности педагога на занятии в разновозрастной группе.

9. Групповые и парные формы работы. Особенности их организации на занятии в разновозрастных группах.

10. Дифференцированное обучение на занятии в разновозрастных группах.

11. Особенности использования метода учебного проекта на занятии в разновозрастных группах.

12. Использование игровых технологий на занятиях в разновозрастных группах.

13. Технология развития критического мышления учащихся на занятиях в разновозрастных группах.

14. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в разновозрастных группах.

15. Изучение эффективности занятий в разновозрастных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе. Учебное пособие. – Ярославль, 2001.

2. Байбородова Л.В., Епифанова Н.М. Обучение математике в разновозрастных группах учащихся. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003.

3. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Байбородова Л.В., Лантева И.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Байбородова Л.В., Серебренников В.Л., Солдатов В.В., Курицына И.В., Цветков А.В. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Изучение химии в сельской школе: Методическое пособие / Под ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003.

7. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения / Под ред. Л.В.Байбородовой, А.П. Чернявской, И.Г.Харисовой. – Ярославль, 2000.

8. Обучение в разновозрастных группах учащихся сельской школы. Из опыта учителей географии / Под ред. Л.В.Байбородовой, А.В.Матвеева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003.

Приложение 2. Конспекты занятий в разновозрастных группах

I. Разновозрастное занятие по курсу наглядной геометрии в 5 - 6 классах

Сафина Татьяна Ивановна,

учитель математики муниципального общеобразовательного

учреждения Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Костромского муниципального района

Тема занятия

5 класс. «Куб и его конструирование».

6 класс. «Правильные многогранники. Формула Эйлера».

Цель занятия

5 класс: сформировать знания о развертке куба, научить каждого ученика конструировать куб;

6 класс: обобщить знания учащихся по теме «Правильные многогранники».

Обучающие задачи:

5 класс – повторить существенные признаки куба и его элементы, научить каждого ученика моделировать куб по его развертке;

6 класс – повторить понятия об элементах правильных многогранников, «открыть» формулу Эйлера.

Развивающие задачи:

· развивать навыки работы в разновозрастных группах и парах;

· развивать творческие способности детей, исследовательские умения школьников;

· развивать коммуникативные способности через работу в парах.

Воспитательные задачи:

· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в группах, в парах;

· воспитывать умение выполнять определенные виды работ сообща в группах;

· воспитывать умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения.

Технология: обучение в разновозрастной группе.

Методы обучения: практический, исследовательский.

Формы работы: групповая, парная

Средства обучения: модели правильных многогранников, карточки-задания, материал для изготовления моделей.

Ход занятия

Название этапа занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
5 класс 6 класс
  1. Подготовительная часть.     Организационный момент (1мин.)     Приветствие. «Сегодня мы проводим не обычный урок, а занятие, на котором присутствуют учащиеся 5 и 6 классов. Тема нашего занятия – «Куб и его конструирование» для 5 класса и «Правильные многогранники. Формула Эйлера» для 6 класса. Слушают Слушают
2. Целеполагание (2 мин) «Чему на этом уроке вы должны научиться? Что узнать? Обсудите эти вопросы в своих группах в течение 1 мин. Какие будут предложения? Итак, цель занятия для учащихся 5 класса: научиться конструировать куб. В этом им помогут ученики 6 класса, которые уже владеют этими навыками, а для шестиклассников цель – повторить все о правильных многогранниках и «открыть» формулу Эйлера. Помогут им в этом учащиеся 5 класса. А как будем этому учиться, как будем изучать новый материал? Необходим план действий, план работы. Учитель фиксирует на доске план. · Повторить то, что знаем. · Узнать, как сконструировать модель куба. · Сделать модель куба. · Установить закономерности между элементами многогранника. · Обобщить знания   Обсуждают и озвучивают свои предложения Обсуждают и озвучивают свои предложения
    3. Основная часть Повторение учебного материала (5 мин) Создает 3 разновозрастные группы (РВГ) по 4 человека.   Дает инструкцию учащимся по выполнению учебного задания №1   Раздает карточки с учебным заданием (приложение 1.1, приложение 1.2)   Цели: повторить особенности куба, научить правильно называть и показывать элементы куба. Учащиеся пересаживаются в разновозрастные группы. (РВГ) Выполняют задания, организуют взаимопроверку и оценивают работу Цели: повторить названия многогранников и их элементов   Учащиеся пересаживаются в разновозрастные группы. Выполняют задание, организуют взаимопроверку и оценивают работу
4. Усвоение новых знаний (20 мин)   а) (практическая работа)     б) (исследовательская и творческая работа) Дает инструкцию учащимся.   Раздает карточки с учебным заданием №2 (работа в РВГ)   (приложения 2.1 и 2.2)   Пересаживает учащихся по классам, в 2 группы   Дает им инструкцию к выполнению учебного задания №3   (приложения 3.1 и 3.2) Цели: научиться моделировать куб   Узнают алгоритм изготовления куба от своих старших товарищей, чертят развертку, изготавливают куб. Работают в РВГ Цели: сконструировать куб из подручных средств Изготавливают кубы из подручных средств (пластилин, спички и т.д.)   Цели: повторить алгоритм построения куба, научиться плести куб Вспоминают алгоритм изготовления куба, помогают младшим, выполняют свое учебное задание. Работают в РВГ Цели:установить закономерность между элементами многогранника, открыть формулу Эйлера Устанавливают закономерность, «открывают» формулу, готовят отчет.
5. Обобщение (5мин)   (игра «Угадай слово») Дает инструкцию к игре. Каждому участнику выдает вопрос (работа в РВГ).   (3 группы; каждая должна получить по 4 буквы, из 12 букв нужно составить слово)     (приложение 4) Цели: обобщить знания по теме: «Куб» Отвечают на вопросы. Выбирают нужную букву. Меняются вопросами. Итак, 3 раза (работают в парах сменного состава) Цели: обобщить знания по теме: «Правильные многогранники» (работа в парах сменного состава) 1-я гр.- н,о,г,м 2-я гр.- а,о,г,р 3-я гр.- н,и,к,н Составляют слово
    6. Заключительная часть Подведение итогов (5 мин) «Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились? Где можно использовать полученные знания? Где можно применить свое умение?   Обращает внимание учеников на план урока. Выясняют, все ли было выполнено по плану. «Надеюсь, что полученные на этом уроке знания и навыки пригодятся вам в дальнейшем обучение и в жизни». Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы
7. Информация о домашнем задании (2мин) Задает задание на дом: 5 кл.- изготовить модель куба из картона. 6 кл.- изготовить елочную игрушку из правильных многогранников. Следующие задания по выбору учащихся Решить № 9, №15 Слушают, записывают в дневник. Слушают, записывают в дневник
8. Рефлексия (5 мин)   «А сейчас возьмите оценочные листы и оцените свою деятельность на каждом этапе урока». На обратной стороне листа ответьте на вопросы: - Все ли у меня получилось? -Помогла ли мне в достижении цели работа в группе? -Понравилась ли мне работа в группе?   Работают индивидуально. Отвечают на вопросы. Работают индивидуально. Отвечают на вопросы.

Приложение 1.1

I.этап. Повторение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: