В детском и подростково-юношеское возрасте личность наиболее уязвима и подвержена влиянию окружающей среды так как резко сменяющие друг друга возрастные этапы психофизиологического развития объективно требуют изменений социально-культурных условий воспитания и обучения подрастающего человека. Например, у подростков это проявляется в демонстрации отказа от опекаемого взрослыми детства и требованиях желаемой самостоятельности. Наряду с интенсивным физиологическим созреванием происходит дальнейшее становление характера как основы личности. В этот период формируются многие личностные компоненты — способности наклонности интересы. Особенно проявляются типологические черты характера, которые обозначаются как его «акцентуации» (А Е Личко, 1977, 1985) — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий.
В нашем исследовании (В. Ю. Дмитриев, В. А. Худик 1986) установлено, что для большинства подростков такими психогенными факторами являются межличностные отношения (табл. 1), которые существенно изменяют их социальную активность, порождают внутренний план действий на преодоление возникающих проблем. Возможности его осуществления зависят как от индивидуально-психологический особенностей подростка, так и той конкретной социальной ситуации общения и деятельности, в которой чаще проявляют себя указанные личностные характеристики (табл. 2). И даже не столько проявляют себя, сколько формируются, отражая тенденции нормального или анормального поведения. Согласно нашим данным, 34,2% опрошенных свои положительные отношения со сверстниками связывают с давней дружбой, знакомством с периода дошкольного детства, 16% — со сходством характера и 16,2% опрошенных считают, что приятельские отношения позволяют чувствовать себя комфортно. В целом же подростки отмечают желание установления приятельских отношений для самоореализации, решения собственных проблем.
|
|
Таблица 1.