Индийская, китайская и античная философия – это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos – вселенная) – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. По мере развития философии внимание ее перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos – человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота.
Религиозно-христианской философии средних веков (V-XV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos – Бог) – природа и человек рассматриваются как творение Бога. Основой ценностей является Бог, а главный смысл существования – спасение души. В период распространения христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура этого периода носит символический характер, каждый религиозный образ предстает как символ священной и человеческой истории.
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством, закладываются основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В Европеформируется наука как самостоятельный социальный институт, частные науки начинают осваивать отдельные области природы и общества, опираясь на опытные, эмпирические методы исследования. Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
|
|
Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир, так как стремление людей средневековья спасти свои души имело далеко идущие последствия: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию. Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей. Потребностью Нового времени, эпохи развития капитализма, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы и увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии этого времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии становится создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX веке.
|
|
XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Опорой этой эпохи стал человеческий разум. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просветители полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.
Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) впервые дала обоснование научного статуса философии. Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовало превращению философии в методологию (способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов).
Европейская философия XIX-XX в. (постклассическая) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным относят марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным - экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. Марксизм с его диалектико-материалистическим подходом к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Например, в качестве важнейшей ценности выдвигается категория соборности. Соборность понимается как социально-духовная общность людей, где каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.
Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Выдвигаются и новые идеи, например, идея изучения жизни отдельного человека и важность ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия стала в значительной степени антропологией.
Выводы: становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии происходило в процессе исторического развития общества, расширении и углублении человеческих знаний о мире, человеке, его отношении к миру. Эти знания изменялись от одной исторической эпохи к другой. И сегодня философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, которые встали перед человечеством в XXI веке. Это сущность и перспективы НТП, организация социальной жизни и международного сотрудничества, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.
Вопросы для самопроверки
(Первый уровень усвоения материала)
1. Что такое «философия»? Каким образом проходил процесс становления философского знания?
2. Каковы цель и предназначение философии?
3. Что является предметом философского исследования?
4. В чем сходство и отличие материалистической и идеалистической философии?
5. Что входит в структуру философии?
6. Каков круг вопросов онтологии?
7. Какова главная проблема гносеологии?
8. В чем сходство и различие эмпирического и рационального методов познания?
9. Назовите стадии эволюции философского мировоззрения.
10. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?
11. Охарактеризуйте основные этапы генезиса философии.