УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:
- Знать назначение, состав, взаимодействие агрегатов.
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие
МЕСТО: аудитория.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимидийные средства обучения.
Литература:
3. Руководство по техническому обслуживанию двигателя Аи-24ВТ.
4. Авиационный турбовинтовой двигатель Аи-24 II серии. Техническое описание. ЗАО «АНТЦ Технолог» 2001г.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ пп | Вопросы занятий | Время (мин) |
I | Организация занятия | |
II | Учебные вопросы: | |
1. Система ПРТ, ее назначение и функции. | ||
2. Регулятор оборотов с воздушным винтом и его регулировка. | ||
III | Заключительная часть | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Проверка подготовки студентов к занятию:
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие студентов.
Проверить готовность взвода к занятию.бъявить тему и учебные цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1-й учебный вопрос. Система ПРТ, ее назначение и функции.
Система предельного регулирования температуры (ПРТ) ограничивает температуру газов за турбиной в зависимости от режима работы двигателя (а в) и статического давления окружающей среды Рн (высоты полета).
|
|
Система при давлении Рн = 760 мм рт. ст. ограничивает температуру газов за турбиной в зависимости от положения рычага управления двигателем:
720 °С от а в = 0° до ав = 6...8° ("ЗАПУСК");
435 °С от ав = 6...8° до а в = 71,5...73,5° ("НОМИНАЛ");
495 °С от а в = 71,5...73,5° до а в= 100° ("МАКСИМАЛ").
Температура Тg* ограничивается воздействием системы ПРТ на расход топлива.
Система ограничения температуры состоит из следующих агрегатов:
а) усилителя регулятора температуры-УРТ;
б) датчика высотной коррекции - ДВК;
в) 12 термопар Т-80-Т;
г) соединительной колодки К-80 и компенсационных проводов;
д) исполнительного механизма ИМ (установленного на агрегате АДТ);
е) коробки контакторов (установленной на агрегате АДТ);
ж) вольтметра потенциометра ИМ;
з) сигнальной лампочки торможения вала ИМ;
и) выключателя системы, переключателя цепей проверки работоспособности, соединительных проводов.
Примечание. Агрегаты, перечисленные в пп. "ж", "з", "и", относятся к самолетным агрегатам.
Для повышения устойчивости работы двигателя и уменьшения времени переходных режимов система ПРТ и система коррекции частоты вращения имеют стабилизирующую связь, которая осуществляется блоком стабилизации (БС).
Принцип действия системы ПРТ
При работе двигателя блок термопар через компенсационные провода выдает на вход УРТ термо-ЭДС, соответствующую осредненной температуре заторможенного газового потока за турбиной.
|
|
В усилителе термо-ЭДС сравнивается со стабилизированным опорным напряжением задатчика температур, которое соответствует температуре ограничения на данном режиме.
Опорное напряжение задатчика температур зависит от положения РУД. При изменении положения РУД с помощью микровыключателей коробки контакторов агрегата АДТ и реле, расположенных в УРТ, происходит перенастройка задатчика на режимы "ЗАПУСК", "НОМИНАЛ" или "МАКСИМАЛ".
Напряжение (ЭДС) термопар, которое соответствует фактической температуре газов за турбиной, подается в УРТ, где сравнивается с опорным напряжением задатчика.
Разность напряжений термопар и задатчика является входным управляющим сигналом для усилителя.
Входной сигнал постоянного напряжения преобразуется в сигнал переменного напряжения и усиливается УРТ, после чего поступает на обмотку управления ИМ.
Направление тока в управляющей обмотке, а следовательно, и направление вращения вала ИМ зависит от полярности сигнала.
При увеличении Т6* выше величины ограничения ЭДС термопар превысит напряжение задатчика и на обмотку управления ИМ после усилителя поступит положительное напряжение. Это напряжение вызовет вращение вала ИМ, который при помощи поводка будет перемещать иглу на увеличение слива. Расход топлива при этом будет уменьшаться, что приведет к прекращению роста температуры.
Перемещение иглы будет продолжаться до тех пор, пока температура газов Т6* не уменьшится до величины температуры ограничения, а входной сигнал усилителя не станет равным нулю.
В этом случае (при разности напряжений, равной нулю) установится определенный слив топлива, который обеспечит поддержание температуры Т6*, равной величине ограничения.
Если при установившемся расходе топлива из-за изменения атмосферных условий температура газов Т6* уменьшится ниже величины ограничения, то входной сигнал изменит полярность. Это приведет к изменению полярности напряжения на управляющей обмотке ИМ, что вызовет вращение вала ИМ в обратную сторону и перемещение иглы на уменьшение слива. Температура газов Т6* при этом возрастет.
В ИМ смонтирован потенциометр, связанный с выходным валом. С этого потенциометра снимается напряжение на вольтметр, по показаниям которого можно судить о положении перепускной иглы автомата дозировки топлива. Чем больше напряжение по вольтметру, тем больший слив обеспечивает система.
Система ПРТ имеет высотную коррекцию. ДВК выдает сигнал в УРТ, который корректирует напряжение задатчика температур усилителя (а следовательно, и температуру, на которую настраивается ограничитель) в зависимости от высоты полета (рис. 1). При увеличении высоты температура ограничения понижается.
УРТ имеет блок защиты, который при нарушении контакта в цепях питания, в цепи термопар, при выходе из строя какого-либо блока
УРТ, а также в случае отклонения Т6* более чем на 50 °С от значения температуры ограничения выдаст в исполнительный механизм сигнал на останов и затормаживание электродвигателя ИМ. При этом, несмотря на дальнейшее изменение Т6*, перепускная игла будет находиться в том положении, при котором сработала защита УРТ. Одновременно с затормаживанием вала ИМ блок защиты выдает сигнал на сигнальную лампочку "ИМ-24 заторможен",что свидетельствует о срабатывании тормозной муфты исполнительного механизма.
Примечание. Защита агрегата УРТ срабатывает без выдачи сигнала на лампочку, если система ПРТ работает в режиме "ЗАПИРАНИЯ" (напряжение на вольтметре положения вала ИМ равно нулю).
Агрегат УРТ имеет цепь проверки работоспособности системы ПРТ. На щитке запуска смонтирован кнопочный переключатель. Он имеет два положения: 240° и 360°. При нажатии на переключатель система перестраивается на Т6* равную 240 °С или 360 °С, в зависимости от выбранной точки контроля.
|
|
График изменения максимально допустимых температур Т6* в зависимости от высоты полета на максимальном и номинальном режимах.
Рис. 2. Термопара Т-80-Т (сдвоенная):
1 трубка; 2 корпус; 3 контактный винт (хромелевый);
4 - контактный винт (алюмелевый); 5 - крышка; 6 - фланец;
7 — термоэлектрод; 8 — камера торможения.
Рис. 3. Компенсационные провода и соединительная колодка:
1 — провод компенсационный для усилителя регулятора температур; 2 — провод компенсационный для самолетного измерителя; 3 - соединительная колодка К-80
Рис. 4. Агрегат УРТ-24А.
Рис. 5 Датчик высотной коррекции ДВК.
2-й учебный вопрос. Регулятор оборотов с воздушным винтом и его регулировка.