Занятие – 2. Система ПРТ

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

- Знать назначение, состав, взаимодействие агрегатов.

ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).

ВИД ЗАНЯТИЯ: групповое занятие

МЕСТО: аудитория.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Мультимидийные средства обучения.

Литература:

3. Руководство по техническому обслуживанию двигателя Аи-24ВТ.

4. Авиационный турбовинтовой двигатель Аи-24 II серии. Техническое описание. ЗАО «АНТЦ Технолог» 2001г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ пп Вопросы занятий Время (мин)
I Организация занятия  
II Учебные вопросы:  
  1. Система ПРТ, ее назначение и функции.    
2. Регулятор оборотов с воздушным винтом и его регулировка.
III Заключительная часть  
     

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Проверка подготовки студентов к занятию:

Принять доклад дежурного по взводу.

Проверить наличие студентов.

Проверить готовность взвода к занятию.бъявить тему и учебные цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1-й учебный вопрос. Система ПРТ, ее назначение и функции.

Система предельного регулирования температуры (ПРТ) ограничивает темпе­ратуру газов за турбиной в зависимости от режима работы двигателя (а в) и ста­тического давления окружающей среды Рн (высоты полета).

Система при давлении Рн = 760 мм рт. ст. ограничивает температуру газов за турбиной в зависимости от положения рычага управления двигателем:

720 °С от а в = 0° до ав = 6...8° ("ЗАПУСК");

435 °С от ав = 6...8° до а в = 71,5...73,5° ("НОМИНАЛ");

495 °С от а в = 71,5...73,5° до а в= 100° ("МАКСИМАЛ").

Температура Тg* ограничивается воздействием системы ПРТ на расход топлива.

Система ограничения температуры состоит из следующих агрегатов:

а) усилителя регулятора температуры-УРТ;

б) датчика высотной коррекции - ДВК;

в) 12 термопар Т-80-Т;

г) соединительной колодки К-80 и компенсационных проводов;

д) исполнительного механизма ИМ (установленного на агрегате АДТ);

е) коробки контакторов (установленной на агрегате АДТ);

ж) вольтметра потенциометра ИМ;

з) сигнальной лампочки торможения вала ИМ;

и) выключателя системы, переключателя цепей проверки работоспособности, соединительных проводов.

Примечание. Агрегаты, перечисленные в пп. "ж", "з", "и", относятся к само­летным агрегатам.

Для повышения устойчивости работы двигателя и уменьшения времени пере­ходных режимов система ПРТ и система коррекции частоты вращения имеют стабилизирующую связь, которая осуществляется блоком стабилиза­ции (БС).

Принцип действия системы ПРТ

При работе двигателя блок термопар через компенсационные провода вы­дает на вход УРТ термо-ЭДС, соответствующую осредненной температуре затор­моженного газового потока за турбиной.

В усилителе термо-ЭДС сравнивается со стабилизированным опорным напряжением задатчика температур, которое со­ответствует температуре ограничения на данном режиме.

Опорное напряжение задатчика температур зависит от положения РУД. При изменении положения РУД с помощью микровыключателей коробки контакторов агрегата АДТ и реле, расположенных в УРТ, происходит перенастройка за­датчика на режимы "ЗАПУСК", "НОМИНАЛ" или "МАКСИМАЛ".

Напряжение (ЭДС) термопар, которое соответствует фактической тем­пературе газов за турбиной, подается в УРТ, где сравнивается с опорным на­пряжением задатчика.

Разность напряжений термопар и задатчика является входным управляющим сигналом для усилителя.

Входной сигнал постоянного напряжения преобразуется в сигнал пере­менного напряжения и усиливается УРТ, после чего поступает на обмотку управления ИМ.

Направление тока в управляющей обмотке, а следовательно, и направление вращения вала ИМ зависит от полярности сигнала.

При увеличении Т6* выше величины ограничения ЭДС термопар превысит напряжение задатчика и на обмотку управления ИМ после усилителя поступит положительное напряжение. Это напряжение вызовет вращение вала ИМ, кото­рый при помощи поводка будет перемещать иглу на увеличение слива. Расход топлива при этом будет уменьшаться, что приведет к прекращению роста темпе­ратуры.

Перемещение иглы будет продолжаться до тех пор, пока температура газов Т6* не уменьшится до величины температуры ограничения, а входной сигнал уси­лителя не станет равным нулю.

В этом случае (при разности напряжений, равной нулю) установится опреде­ленный слив топлива, который обеспечит поддержание температуры Т6*, равной величине ограничения.

Если при установившемся расходе топлива из-за изменения атмосферных ус­ловий температура газов Т6* уменьшится ниже величины ограничения, то вход­ной сигнал изменит полярность. Это приведет к изменению полярности на­пряжения на управляющей обмотке ИМ, что вызовет вращение вала ИМ в об­ратную сторону и перемещение иглы на уменьшение слива. Температура га­зов Т6* при этом возрастет.

В ИМ смонтирован потенциометр, связанный с выходным валом. С этого потенциометра снимается напряжение на вольтметр, по показаниям кото­рого можно судить о положении перепускной иглы автомата дозировки топ­лива. Чем больше напряжение по вольтметру, тем больший слив обеспечивает система.

Система ПРТ имеет высотную коррекцию. ДВК выдает сигнал в УРТ, ко­торый корректирует напряжение задатчика температур усилителя (а следова­тельно, и температуру, на которую настраивается ограничитель) в зависимо­сти от высоты полета (рис. 1). При увеличении высоты температура ограни­чения понижается.

УРТ имеет блок защиты, который при нарушении контакта в цепях питания, в цепи термопар, при выходе из строя какого-либо блока

УРТ, а также в случае отклонения Т6* более чем на 50 °С от значения темпе­ратуры ограничения выдаст в исполнительный механизм сигнал на останов и затормаживание электродвигателя ИМ. При этом, несмотря на дальнейшее из­менение Т6*, перепускная игла будет находиться в том положении, при котором сработала защита УРТ. Одновременно с затормаживанием вала ИМ блок за­щиты выдает сигнал на сигнальную лампочку "ИМ-24 заторможен",что свидетельствует о срабатывании тормозной муфты исполнительного механизма.

Примечание. Защита агрегата УРТ срабатывает без выдачи сигнала на лам­почку, если система ПРТ работает в режиме "ЗАПИРАНИЯ" (напряжение на вольтметре положения вала ИМ равно нулю).

Агрегат УРТ имеет цепь проверки работоспособности системы ПРТ. На щитке запуска смонтирован кнопочный переключатель. Он имеет два по­ложения: 240° и 360°. При нажатии на переключатель система перестраивается на Т6* равную 240 °С или 360 °С, в зависимости от выбранной точки контро­ля.

График изменения максимально допустимых температур Т6* в зависимости от высоты полета на максимальном и номинальном режимах.

Рис. 2. Термопара Т-80-Т (сдвоенная):

1 трубка; 2 корпус; 3 контактный винт (хромелевый);

4 - контактный винт (алюмелевый); 5 - крышка; 6 - фланец;

7 — термоэлектрод; 8 — камера торможения.

Рис. 3. Компенсационные провода и соединительная колодка:

1 — провод компенсационный для усилителя регулятора темпера­тур; 2 — провод компенсационный для самолетного измерителя; 3 - соединительная колодка К-80

Рис. 4. Агрегат УРТ-24А.

Рис. 5 Датчик высотной коррекции ДВК.

2-й учебный вопрос. Регулятор оборотов с воздушным винтом и его регулировка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: