Финансовое право, как и любая другая отрасль права, состоит из правовых норм. В теории права правовая норма определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений1.
Отличительным признаком норм финансового права является то, что они регулируют исключительно общественные отношения, складывающиеся в сфере собирания, распределения и использования финансовых ресурсов государством и органами местного самоуправления.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретныйпериод времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Финансово-правовые нормы, как правило, имеют традиционную структуру и включают в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
По своему содержанию нормы финансового права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы определяют круг субъектов финансовых отношений, их полномочия, структуру бюджетной системы, виды государственных доходов, основные направления расходования бюджетных средств, виды и функции внебюджетных фондов и т. д. Процессуальные финансово-правовые нормы содержат предписания, регламентирующие порядок (процедуру) применения материальных норм1.
Классификация правовых норм в зависимости от способов воздействия на участников финансовых отношений позволяет выделить следующие виды финансово-правовых норм:
а) обязывающие;
б) дозволяющие (уполномочивающие);
в) запрещающие;
г) рекомендательные;
д) согласительные;
е) поощрительные.
Обязывающие финансово-правовые нормы возлагают на субъекта обязанность совершить какие-либо активные действия. В отличие от правового запрета, в большинстве случаев предполагающего обязанность воздержаться от совершения определенных действий, предписание, напротив, имеет целью побудить субъекта действовать в соответствии с определенной моделью поведения.
По мнению Ю. С. Решетова, обязывающие нормы предписывают положительные действия. Их реализация на первом уровне состоит в совершении предусмотренных диспозицией нормы поступков, имеющих положительное содержание2.
Обязывающие финансово-правовые нормы, по мнению Н. И. Химичевой, требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний1.
Дозволяющие финансово-правовые нормы предоставляют субъекту право на совершение собственных активных действий.
Юридические дозволения дают возможность субъектам права по своему выбору, усмотрению, исходя из собственных интересов, становиться или нет участниками конкретного правоотношения. Субъект права или правоотношения решает, использовать или нет предоставленное ему правомочие, руководствуясь при этом чисто субъективными соображениями и не испытывая никакого обязывающего воздействия со стороны права2.
Запрещающие финансово-правовые нормы возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определенных действий. Как правило, круг запрещенных действий (деяний) четко очерчен и снабжен конкретными мерами юридической ответственности, наступающими в случае его нарушения.
Правовые нормы, содержащие возможность согласования, позволяют субъектам правоотношений принимать наиболее рациональное и приемлемое для каждого из них решение. Механизм правового согласования определяется особо в каждом конкретном случае. Как правило, такой механизм устанавливает властвующий (подчиняющий) субъект. В процессе согласования, как правило, стороны проводят двусторонние или многосторонние консультации, властвующий субъект рассматривает предложения, вносимые подчиненным субъектом, и на основании полученных сведений принимает решение.
Норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного воздействия. Рекомендательная норма предоставляет право участнику правоотношения выбрать по своему усмотрению тот или иной вариант поведения. Если субъект выбирает вариант, рекомендуемый государством, вполне возможно, что одновременно он приобретает какие-либо дополнительные выгоды или поощрения. В том случае, когда субъект игнорирует предложенную рекомендацию и самостоятельно выбирает вариант поведения, никаких негативных последствий в виде правовых санкций для него не наступает.
Особенность правовых поощрений заключается в том, что в нормах права содержатся указания на определенный вариант поведения, следование которому является желательным для всего общества, но не обязательным для каждого отдельного субъекта. Однако сам выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверх общепринятых норм1.
Правоотношение рассматривается как специфическая форма взаимодействия субъектов права в целях реализации интересов, не противоречащих действующему законодательству.
Правовые нормы регулируют фактические отношения, являющиеся исходным материалом, объективно возникающим в процессе общественной, политической, экономической, социальной и иной деятельности людей и организаций. Результатом такого правового регулирования выступают именно правоотношения в единстве своей формы и содержания.
В числе элементов, входящих в структуру правоотношения, выделяют участников, их права и обязанности, в некоторых случаях — объект правоотношения.
Характер и особенности правоотношений вообще и финансовых правоотношений в частности обусловлены предметом и методом правового регулирования. При этом метод оказывает решающее воздействие не только на характер связи элементов непосредственно в правоотношении, но и на динамику правоотношения в целом. Получая развитие в рамках гипотезы правовой нормы, метод правового регулирования проявляется при возникновении, изменении и прекращении правоотношений.
Финансовые правоотношения представляют собой разновидность публично-правовых отношений, складывающихся в области осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Н. И. Химичева определяет финансовые правоотношения как урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов1.
Особенности и характерные признаки финансово-правовых отношений были предметом изучения многих ученых.
В частности, Е. А. Ровинский отмечал, что природа финансовых правоотношений определяется тем, что они являются властно-имущественными отношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных отношений2.
В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкин подчеркивали, что в отличие от других (например, административных) отношений, также являющихся в ряде случаев властно-имущественными, финансово-правовые отношения характеризуются прямой связью с процессом планового собирания и распределения денежных средств3.
Ученые-цивилисты видят разницу между гражданскими имущественными и финансово-правовыми отношениями в том, что имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Очевидно, что финансовые правоотношения имеют вполне самостоятельный характер и специфические особенности, способствующие выделению их из прочих публично-правовых отношений.
В числе основных характеристик финансовых правоотношений можно назвать следующие:
во-первых, финансовые правоотношения возникают и складываются в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
во-вторых, они имеют имущественный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности1;
в-третьих, приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники финансовых правоотношений подчиняются оригинальному императивно-направленному методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения;
в-четвертых, в качестве обязательных участников финансовых правоотношений выступают государство, государственные органы, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также иные организации, наделенные властными полномочиями в сфере публичной финансовой деятельности.
Предмет финансового права составляют отношения, складывающиеся в процессе собирания, распределения и использования денежных средств государства и местных (муниципальных) образований. Данная группа отношений представляется достаточно многочисленной и составляет сердцевину, основу отрасли финансового права. В состав основных финансовых отношений входят бюджетные, налоговые отношения, связанные со сбором налогов, распределением расходов и бюджетным финансированием, государственным кредитованием, обязательным государственным страхованием и др.
В то же время к числу финансовых причисляют отношения, напрямую не относящиеся к финансовой деятельности государства или местного (муниципального) образования, но тесно связанные с ее осуществлением. В их числе следует назвать правоотношения, возникающие в сфере регулирования денежного обращения, валютного регулирования и контроля, правоотношения, возникающие в результате финансовых правонарушений.
Объединенные общей целью «обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса и, прежде всего, воспроизводства производительных сил как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом»1, приведенные группы финансовых отношений могут быть классифицированы как основные (правоотношения, непосредственно реализующие предмет финансового права) и вспомогательные, или производные (правоотношения, способствующие осуществлению первых или зависящие от них).
В теории права выделяют регулятивные правоотношения — связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и охранительные — возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению2. Данная классификация характерна и для финансовых правоотношений.
Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения порядка осуществления государственной финансовой деятельности. Финансовое правонарушение, в отличие от смежных с ним административных правонарушений, посягает непосредственно на предмет финансовой деятельности государства — порядок собирания, распределения и использования денежных средств государства и местных (муниципальных) образований, а также на порядок осуществления вспомогательных финансовых отношений.
Финансовые правонарушения представляют собой неправомерные деяния (действия и бездействие), совершенные виновно, нарушающие нормы финансового права и влекущие применение мер финансовой ответственности. Основаниями движения правоотношений выступают юридические факты, традиционно подразделяемые на события и действия.
Наиболее распространенными юридическими фактами, способствующими динамике финансовых правоотношений, безусловно, являются юридические акты.
Особенностью юридических актов, участвующих в движении финансовых правоотношений, является то, что их действие и содержание направлены на урегулирование отношений, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования денежных средств государства и муниципалитетов, а также отношений, связанных с осуществлением финансовой деятельности публично-правовыми образованиями.