Специфика метода финансового права в большей степени обусловлена особенностями предмета правового регулирования данной отрасли права. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления занимает важнейший сегмент в структуре управления общественными процессами. Правовое регулирование мероприятий по собиранию, распределению и использованию публичных денежных фондов базируется на оригинальном методе, используемом исключительно для данной категории правоотношений.
При помощи метода финансового права осуществляется возникновение и движение финансовых правоотношений, определяются особенности правового положения и способов защиты прав и интересов участников указанных отношений.
Как правило, основными инструментами, с помощью которых реализуются любые направления государственной политики, являются правовые механизмы и способы. Осуществление государственной финансовой политики подпадает под действие норм финансового права и, соответственно, подчинено финансово-правовому методу.
|
|
Учитывая тесную, неразрывную связь метода финансового права и социально-экономических процессов, происходящих в обществе, можно констатировать, что одним из сущностных признаков финансово -правового метода является его обусловленность финансовой политикой государства.
Способы, которые используются для регулирования отношений в сфере осуществления финансовой деятельности государства, отражают общие тенденции финансовой политики государства. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая деятельность осуществляется в различных формах и представляет собой достаточно подвижную, изменчивую сферу общественных отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования.
Характерной чертой финансово -правового метода, на наш взгляд, является его тесная связь с макроэкономической политикой государства. На данное обстоятельство обращал внимание Е. А. Ровинский, выделивший в качестве одного из специфических признаков финансово-правового метода его экономическую направленность1.
Наличие непосредственной связи метода правового регулирования финансовых отношений с основными направлениями государственной финансовой политики, а также возможность законодателя использовать различные правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирования принципиально отличают указанный метод от смежных отраслевых методов, в частности от административно -правового.
Имущественный аспект метода правового регулирования финансовых отношений проявляется в его содержании. Метод финансового права всегда направлен на поддержание стабильных отношений в сфере собирания, распределения и использования денежных фондов государства и местных (муниципальных) образований. Такая направленность проявляется на всех стадиях правового регулирования — от момента выбора юридических фактов, являющихся основанием динамики финансовых отношений, до определения специфики правового положения субъектов финансовых правоотношений.
|
|
Выбор нормы права для регулирования последствий возникших юридических фактов обусловлен методом, задающим определенную правовую направленность. Совершая какой-либо юридически значимый поступок (действие) или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздействию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Метод финансового права реагирует, т. е. начинает работать (проявляться), при наличии тех юридических фактов, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации публичной финансовой деятельности. Регулируя характер связи участников финансового правоотношения, правовой метод создает условия для реализации финансовых полномочий властвующих субъектов.
Имущественный аспект метода финансового права проявляется также в том, что с его помощью происходит регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства — обеспечения финансовой стабильности и платежеспособности. Другими словами, метод нацелен на обеспечение публичного имущественного интереса государства и общества.
Учитывая то, что финансовое право регламентирует один из основных публично-правовых интересов — финансовую деятельность государства и местных (муниципальных) образований, неотъемлемым признаком метода правового регулирования является его преимущественная императивность. Властный характер предписаний, выдаваемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), позволяет осуществлять управление публичными финансами, обеспечивая социально-экономические интересы общества в целом и отдельных лиц в частности.
Повинуясь властным предписаниям, подчиненные субъекты финансовых правоотношений вписываются в систему государственных требований о необходимости эффективного осуществления функций по собиранию, распределению и использованию публичных денежных средств. Отказ от исполнения финансово-правовой обязанности, возложенной на субъекта (уплата налога, возврат кредита, перечисление страхового взноса, целевое использование бюджетных средств и т. д.), влечет за собой негативные последствия в виде мер государственного принуждения.
Властность как сущностный признак метода финансового права нетождественна императивности административно-правового метода. Метод финансового права допускает менее жесткие властно-подчиненные связи между субъектами по сравнению с административно -правовым методом.
Соподчиненность субъектов финансовых отношений возникает исключительно в рамках правовых связей, складывающихся в сфере собирания, распределения и использования публичных денежных средств, и носит гибкий, функциональный характер. Гибкость властно-подчиненной связи проявляется в том, что в сложных финансовых правоотношениях (бюджетных, межбюджетных и некоторых других) одна и та же группа участников одновременно может занимать как властвующее, так и подчиненное положение. Специфика подобных правовых связей обусловлена тем, что финансовая деятельность государства и местных (муниципальных) образований осуществляется через многоуровневую финансовую систему федеративного государства, предполагающую наличие различных финансово-правовых отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
|
|
Определяя границы реализации властных полномочий субъектами финансовых отношений, метод правового регулирования допускает определенную самостоятельность субъектов в выборе форм и вариантов осуществления возложенных на них финансово-правовых обязанностей. При этом обеспеченная методом финансового права «свобода усмотрения» при реализации властных полномочий обусловлена требованиями финансовой политики государства, направленной на реализацию принципов сбалансированного и эффективного управления публичными финансовыми ресурсами.
Кроме того, метод финансового права в отличие от иных методов правового регулирования, используемых в публично -правовых отраслях, допускает возможность наделения некоторыми властными полномочиями юридических лиц (коммерческие организации), а в отдельных случаях и физических лиц. Подобные либеральные тенденции в развитии метода финансового права объясняются общим направлением государственной финансовой политики. Сочетание управляющего государственного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сег ментов позволяет осуществлять более эффективный контроль за выполнением финансово-правовых обязанностей подчиненными субъектами, а также значительно упрощает механизм взаимодействия подчиненных субъектов с представителями фискалитета. Передача части властно-финансовых полномочий негосударственным (немуниципальным) организациям и физическим лицам допускается в рамках налоговых, валютных, денежно-кредитных и некоторых других отношений.
Следует согласиться с мнением О. Н. Горбуновой о том, что государство в лице его органов как организация публичной власти должно регулировать финансовую деятельность в полном объеме, обеспечивая правом правовые коридоры для бесперебойного прохождения сигналов прямой и обратной связи таким образом, чтобы вся система развивалась самонастраиваясь и саморегулируясь. Такое положение может быть достигнуто, если финансово-правовые институты будут взаимно связаны и взаимно обусловлены, причем связь эта должна укрепляться на общих принципах1.
|
|
Структура метода финансового права представляет собой уникальное сочетание способов правового регулирования, принципиально отличающее рассматриваемый метод от иных отраслевых методов, в частности от административно-правового. Разнообразие правовых способов, используемых при регулировании финансовых отношений, обусловлено целями и задачами государственной финансовой политики. Для достижения баланса внутригосударственных экономических интересов в арсенале властвующих субъектов имеются различные правовые способы, имеющие преимущественно императивную направленность.
Отличительной чертой метода правового регулирования административных отношений является то, что он направлен на регулирование отношений, возникающих при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями.
Административно-правовой метод использует различные правовые способы, в том числе императивное предписание, запрет, дозволение, административный договор. Однако в рамках административно-правовых отношений названные способы имеют особое сочетание, обеспечивающее организацию и функционирование государственного управления, процесса управления, различных форм управленческих действий, судебной защиты прав и свобод человека, а также административно-юрисдикционного процесса.
Метод финансового права обладает своеобразным набором правовых способов, при помощи которых осуществляется регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая сфера государства как никакой другой сегмент общественной жизни нуждается в эффективном сочетании различных способов правового регулирования, эластичных подходах к решению поставленных задач.
Важной проблемой является определение правильного соотношения правовых способов, регулирующих определенную группу общественных отношений.
Поиск оптимального сочетания способов дозволений, обязываний, запрещений, рекомендаций, согласований и др., используемых для регулирования финансовых отношений, становится одной из приоритетных задач в области науки и правоприменения. Это объясняется возрастающей значимостью социальных, экономических, политических вопросов, стоящих перед финансовым законодательством на современном этапе.
Вопросы взаимодействия различных правовых способов, регулирующих финансовые отношения, учеными описываются достаточно лаконично.
В частности, Р. Саватье отмечал, что экономический публичный порядок должен быть гибким, для того чтобы учитывать все разнообразие условий, связанных со временем и местом, постоянно колеблющимися потребностями экономической политики1.
По мнению М. И. Пискотина, в состав экономического метода государственного управления должны включаться элементы гражданско-правовых способов2.
М. Ю. Челышев в качестве одной из главных задач законодателя в настоящее время видит обеспечение оптимального сочетания публично-правовых и частноправовых начал в экономике. Оптимальность предполагает, что экономика служит интересам человека, а права граждан и экономических субъектов надлежащим образом защищены3.
По мнению М. В. Карасевой, метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые «вкрапления»4.
Анализируя метод финансового права, М. Ф. Ивлиева подчеркивает, что в последнее время он существенно модифицировался. Государство в процессе финансовой деятельности все активнее использует методы рекомендации и согласования. В финансовом праве нашли место конструкции, традиционно присущие другим отраслям права, в частности договорные5.
По мнению О. Н. Горбуновой, одной из особенностей метода финансового права является наличие в нем экономических методов руководства6.
По нашему мнению, структура финансово-правового метода может иметь следующую характеристику.