Вы будете изучать:
- предмет философии, понятия и содержание;
- философию как мировоззрение;
- специфику философского знания и его функции в обществе;
- структуру философского знания и методы философских исследований;
Цели темы:
- дать представление о предмете философии и значении философии в жизни общества;
- познакомить с основными понятиями философии;
- выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения;
- дать представление об основных методах исследования в философии;
- помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия
После изучения темы вы сможете:
- иметь представление о предмете философии и её социокультурной ценности;
- знать понятия и уметь ими оперировать в ходе логических рассуждений;
- выявлять различия между мифологическим, религиозным и научным мировоззрением;
- уметь пользоваться философскими методами исследования;
- ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей
До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из своих статей вопрошал: «…нельзя ли нам вовсе обойтись без философии…?», «Что нам в этой философии…?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то останется истиной и теперь… А философия?» Ответ Кавелин даёт если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была её показателем…»
Философия зародилась в I тыс. до н.э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. phileo – люблю и Sophia – мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор. Пифагор был великим математиком и выдающимся мыслителем своего времени. Его сограждане благоговейно называли его «Мудрым». Сам-то Пифагор не был согласен с таким прозвищем и не хотел, чтобы его называли мудрецом; для этого он слишком уважал «Мудрость» и считал, что никто не может утверждать, что уже стал мудрым. Но, тем не менее, он соглашался быть другом или любителем мудрости – то есть, философом.
Итак, философ – это человек, который любит мудрость или, по крайней мере, дружелюбно настроен по отношению к ней, но не тот, кто ею «обладает»! То есть каждый может быть философом. Профессорского звания для этого уж точно не требуется.
Мудрость трудно выразить чисто теоретически. Но она, а вместе с ней и философия, имеет ряд выразительных символов. Древнейший символ мудрости – сова. Птица, кстати, не очень умная. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие ("сгорает от любознательности") и раскрытые ("открытые миру, бытию") глаза. В высшей степени символична и ночная зоркость совы. За ней стоит способность философии видеть в "темноте" повседневного существования человека, проникать в самые темные, отдаленные и потаенные, сферы бытия. Событийная же история превращения совы в символ мудрости много проще. Среди других богов на небе у древних греков жила богиня мудрости - Афина. Главный храм Афины - на Акрополе в Афинах, где до сих пор обитает множество сов. Греки постепенно привыкли связывать Афину и сову и часто изображали их вместе, на монетах, в статуях. Так сова стала культовым животным, символом Афины, а значит и мудрости.
Овод - еще один образ-символ философской мудрости. На него нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ - сам живой символ философии. Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующие проникновенные слова: "...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь". Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости - уж очень надоедлив этот философствующий овод. Куда легче спать или жить в мире грез. Сон разума, сон жизни - для большинства это привычный образ жизни. Для философа же это смерти подобно.
Термин «философия» обычно употребляется в трёх значениях:
- во-первых, философия – это одна из форм мировоззрения;
- во-вторых, философия – это особая наука со своим предметом исследования;
- в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», поэтому мировоззрение нельзя свести только к философии.
В качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения:
| |||
|
§ чувственное мировосприятие;
§ приверженность традиции;
§ символизм и аллегоричность;
§ отсутствие рациональных понятий
§ преобладание чувственного мировосприятия;
§ вера возводится в принцип;
§ разум занимает подчинённое положение
§
|
§ разум ставится выше веры;
§ формируются абстрактные понятия;
§ используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства
|
§ теоретические методы исследования;
§ мировоззрение выступает в форме знания;
§ мировоззрение носит систематизированный, упорядоченный характер
Философия как сложившаяся система знаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия»
§ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?
§ Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?
§ Может ли человек познать окружающий мир?
§ В чём смысл человеческой жизни, её цель и её ценность?
§ Каково соотношение добра и зла, прекрасного и безобразного, свободы и справедливости?
Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа основной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чём суть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для марксистско-ленинской философии XX века существовал основной вопрос философии, раскрывающий характер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?».
Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Основные методы философии:
§ Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;
§ Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
§ Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер (данный метод был присущ средневековой теологической философии);
§ Эклектика – метод, основанный на произвольном соединений разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, теорий, в результате которого, достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе);
§ Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства;
§ Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространена в западной философии.
Методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями:
§ Материалистический метод, при котором действительность воспринимается как реально существующая материя;
§ Идеалистический метод, суть которого – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, её воплощением;
§ Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания;
§ Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и эксперимента
Как любая развития наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет свою собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жёстких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
Традиционные разделы философии:
Онтология | Учение о бытии | |
Философская антропология | Учение о человеке | |
Гносеология | Учение о познании | |
Аксиология | Учение о ценностях | |
Логика | Учение о законах мышления | |
Социальная философия | Учение о законах общественного развития | |
Этика | Учение о морали и нравственности | |
Эстетика | Учение о законах красоты | |
Герменевтика | Учение о смыслах | |
Теология | Учение о боге |
Дисциплины современной философской науки:
§ Философия истории;
§ Философия культуры;
§ Философии политики
§ Философия образования
§ Философия техники
§ Философии религии;
§ Философия языка
§ Философия искусства
§ История философии философия бизнеса и предпринимательства
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
§ Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром;
§ Методологическая функция заключается в том, что философии вырабатывает методы познания окружающей действительности;
§ Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;
§ Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания);
§ Критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;
§ Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;
§ Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества;
§ Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
§ Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее.
Что философия может дать каждому человеку? (практический смысл изучения философии)
1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке;
2. Помочь осмыслить своё место в мире и смысл жизни;
3. Обучить принципам «мудрой жизни» (то есть жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т.д.);
4. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности;
5. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать её;
6. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил;
7. Научить познанию будущего
8.