double arrow

Психоанализ: фрейдизм н неофрейдизм

Совершенно уникальным направлением философии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами, стал психоанализ. Он оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногочисленных направлений философии и психологии начала XX века, сохранивших свою жизнеспособность до сегодняшнего дня. Основателем психоанализа является выдающийся австрийский врач-психиатр Фрейд Зигмунд (1856 – 1939). Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Стоит, например, упомянуть Готфрида Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное». Сильное влияние на Фрейда также оказала теория Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.

В философском плане наиболее важным представляется пере­ворот в понимании субъекта, который осуществил психоанализ.До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, что по­ведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает. Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстин­ктивном начале человеческой жизни.

Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

1. «Оно» («Ид») бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией «либи­до», но и смертоносной, разрушительной – «мортидо». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения гомеостаз тен­денция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

2. «Я» («Эго») – область сознательного – находится в состоянии постоянного кон­фликта с «Оно», подавляет сексуальные влечения. Со­знание формируется под влиянием общества. На «Я» воздейству­ют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявля­ет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармо­нию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а прин­ципу «реальности». По сути «Я» выполняет адаптационные, приспособительные функции.

3. «Сверх-Я» («Супер-Эго») – нравственное начало – служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» поэтому стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно» сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в иных, приемлемых для социума формах деятельности (творчество, искусство, труд, сны, описки, оговорки, шутки и др.). Если же психическая энергия (либидо или мортидо) не находит выхода, то человек заболевает неврозом. Поэтому Фрейд считал, что чем больше культура общества налагает тех или иных запретов, тем более невротизированным оно становится.

Фрейд считал, что «Супер-эго» формируется у ребенка за счет преодоления им так называемых эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек). Фрейд ошибочно считал, что греческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, иллюстрируем тяготеющий над каждым ребенком комплексу: влечение к матери и восприятие отца как соперника. Он полагал, что преодоление Эдипова комплекса происходит к 5 – 6 годам, после чего у ребенка формируется совесть, т.е. «Сверх-Я». Как эта, так и многие другие идеи Фрейда вызвали чрезвычайно бурную реакцию в обществе. Еще при жизни Фрейда в 20-30-е годы многие американские антропологи, в том числе Рут Бенедикт и Маргарет Мид) занялись проверкой его идей на обширном антропологическом материале. Идея эдипова комплекса подтверждения не нашла.

Также сегодня вызывает большое сомнение фрейдовская концепция онтогенеза, в соответствии с которой задержка на той или иной стадии сексуального развития в детском возрасте (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной) является определяющим фактором, формирующим характер взрослого человека.

Не случайно Фрейда очень много критиковали и продолжают критиковать. Например, английский биолог, Нобелевский лауреат Питер Брайан Медавар (1915 – 1987) считал психоанализ самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством ХХ века. Тем не менее, заслуга Фрейда в истории психологии и в целом в развитии социогуманитарного знания огромна. Очень точно об одном из ее проявлений написал великий русский философ Николай Бердяев (1874 – 1946) в работе «Смысл творчества»: «У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности… Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров… И все же Фрейд помогает осознанию сексуальности» (Бердяев Н.А., 1989, С. 562 – 563). И действительно, основным недостатком его концепции, на который также указывали его ближайшие ученики явилось сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека и общества (так называемый пансексуализм). Поэтому его последователи, поняв, что не только сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, выдвинули иные факторы и причины.

На основе учения Фрейда (фрейдизма) возникло философское течение неоф­рейдизма, разработанное его продолжателями (Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом).

Альфред Адлер (1870 – 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 – 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям – это приводит к «невро­тизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека заключается, по его мнению, в полном ниспровер­жении культуры (морали, запретов, субординации), раскрепоще­нии и сексуальной революции.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы – это универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы представляют «зашифрованную» историю человечества, его высшие истины. Цель философии заключается в том, чтобы помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм (1900 – 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования. Он выделил следующие основные противоречия челове­ческого существования:патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для». Цель философии, по Фромму, заключается в том, чтобы помочь человеку решить эти противоречия за счет культивирова­нии всеобщей любви, стремления сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти». Фромм отмечает, что новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развито­го капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладаю­щий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар, – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Фромм Э., 1922. С. 27). Альтернативной обществу обладания, по­рождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Необходимо коренное изменение харак­тера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие (т.е. жить не для того чтобы «иметь», а для того, чтобы «быть»). Учение Фромма на сегодняшний день является одним из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуаль­ной культуры.

Феноменология

Одним из наиболее влиятельных направле­ний в философии XX века стала феноменология, основателем и наиболее ярким представителем которой является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Феноменология представляет собой не только направление философии, но и особый метод исследова­ния, который может быть применен к самым разным сферам. В частности, последователи Гуссерля проводили исследования в сфе­рах психологии, психиатрии, этики, математики, социологии, литературо­ведения, истории и других дисциплин. Если до Гуссерля феноменология понималась в качестве описательного исследо­вания, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, то Гуссерль впервые рассматривает фе­номенологию как новую философию с присущим ей новым, феноменологическим методом, являющимся фундаментом на­уки. Основные идеи феноменологии сводятся к следующим:

1) главные цели феноменологии – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного;

2) начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность дос­тупна людям только через него;

3) важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Со­знание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии;

4) нужно выяснить, во-первых, что есть сознание, и, во-вторых, чем оно отлича­ется от того, что не является сознанием;

5) для этого необходимо выделить чистое, допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности;

6) главной характеристикой чистого сознания является интенциональность, т.е. его по­стоянная направленность на предметы. Сознание всегда интенционально, т. е. на­правлено на что-либо;

7) жизненный мир, выступающий в качестве наивной повседневной жизни, наполнен «смыс­лами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия;

8) ошибочным является представление о том, что мы исследуем первичное бытие вне сознания; на са­мом деле мы исследуем вторичные образования «жизненного мира» и из них черпаем понятия науки.

9) задача феноменологии заключается в том, чтобы по­казать, как родились вторичные образования этого мира;

10) чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истин­ного, «чистого сознания», надо провести редукцию сознания, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого внимание ученого должно быть направ­лено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы остается в сторо­не, а на первый план выходит состояние сознания;

11) сознание в чистом виде – «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания челове­ка) – как бы конструирует мир, внося в него «смыслы»;

12) все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняют­ся из актов сознания; объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет; а сознание объясня­ется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.

Гуссерль и другие основоположни­ки феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, которое отражает определенный рубеж: переход от конструктивизма и иррационализма к воз­можности рефлексивного исследования бесконечно многооб­разных видов человеческого опыта. Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие философии в XX века, в частности, на развитие экзистенциализма, герменевтики и ана­литической философии.

Экзистенциализм

Экзистенциализм – направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм начал зарож­даться еще в середине XIX века, а в 20-е – 70-е годы XX века приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

· нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

· бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

· опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

· усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

· распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

· бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

1) уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

2) разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

3) проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

4) проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

5) проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания – и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Философом были выделены понятия:

· неподлинное существование – полная подчиненность челове­ка обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

· подлинное существование – выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

а) эстетическую, когда жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию;

б) этическую, когда человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг;

в) религиозную, когда человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

С точки зрения Кьеркегора, человек это синтез конечного и бесконечного, временного и вечного, свободы и необходимости.И этот синтез не происходит сам по себе и не дается человеку от природы его необходимо сознательно создать, определенным об­разом построив свою жизнь. Следовательно, основная задача, кото­рая ставится перед человеком в жизни, это обретение собственной самости. Кьеркегор полагал, что он достиг той цели, которая, по его мнению, стоит перед любым человеком: не случайно задолго до смерти он предложил такой текст на собственный надгробный камень «Этот Единичный». «Этот Единичный» и есть самость, человек, достиг­ший максимальной отделенности от других.

Наиболее значимыми представителями экзистенциализма XX века были: Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) и Альбер Камю (1913 – 1960).

Немецкий философ Карл Ясперс (1883 – 1969) был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX веке. Это им было сделано в работе «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году, т.е. после окончания первой мировой войны. Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».

Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта. Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу и смерть.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) занимался разработкой са­мих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из: «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только вэтом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире – главная проблема и забота человека.

Основной проблемой экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 – 1980) является проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приори­тетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему «другого».

По Сартру, важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем» и осно­ванием активности является свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека – это цепочка различных «маленьких жизней», отрез­ков разного бытия, связанная особыми «узлами» – экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, – мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, – это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Альбер Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни, полагая, что жизнь человека в сущности бес­смысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.

Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

1) соприкосновение со смертью: при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богат­ство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

2) соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой»).

В итоге смысл жизни,по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.

Стоит отметить, что Философия экзистенциализма по сей день очень популярна в современ­ной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности и смысла жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: