Научная теория и ее функции: типология научных теорий

Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Типы, виды теорий могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории:

qописательные, математические,

qдедуктивные и индуктивные,

qфундаментальные и прикладные,

qформальные и содержательные,

q«открытые» и «закрытые»,

qобъясняющие и описывающие (феноменологические),

qфизические, химические, социологические, психологические и т.д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возраста-ющий уровень их абстрактности и сложности. В современной науке возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики)

Пример: Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические:

qФеноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь сложные абстрактные объекты. Они решают задачу упорядочивания и обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала.

qНефеноменологические теории называют также объясняющими. Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и рас-крывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы (такова, например, физическая оптика и ряд других теорий).

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий:

q К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии).

q В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. - догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования. Важнейшим методом построения и развития теорий (особенно нефеноменологических) является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий:

q Большинство физических теорий, по его мнению, является констру-

ктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. К достоинствам конструктивных теорий Эйнштейн относил их законченность, гибкость и ясность.

q Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности). Достоинствами фундаментальных теорий он считал их логическое совершенство и надежность исходных положений.

В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной областью своего применения, целостностью и «окончательной завершенностью». Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории - ее «многократное экспериментальное подтверждение».

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять:

qПервый - общая социологическая теория («общая социология»), да-ющая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности; на этом уровне фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности на основе социальной философии.

qВторой уровень - частные («среднего ранга») социологические те-ории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. Существуют специальные теории (социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования) и отраслевые теории (социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д.).

Важное значение для построения социальных теорий имеет введенное М. Вебером понятие «идеальный тип» - продукт синтеза определенных понятий («капитализм», «религия», «культура» и др.).

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория - это совокупность научных положений, целостная органическая развивающаяся система.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно - когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство

входящих в нее положений.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Теория - это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция

2. Объяснительная функция

3. Методологическая функция

4. Предсказательная - функция предвидения.

5. Практическая функция.

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости. Так называемый «критерий относительной приемлемости», отдает предпочтение той теории, которая:

а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание;

б) является логически более строгой;

в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой;

г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: