· не столь строгие и однозначные критерии оценки знания (эксперимент)
· нормы и оценки в большей, чем в естествознании степени задает научная элита и влиятельные школы - соответственно этические аспекты в их деятельности должны оцениваться строже, в принципе;
· значительно сильнее роль идеологических и вненаучных социальных влияний. М. Вебер, К. Мангейм. Плеханов: если бы истина «2+2=4» затрагивала социальные интересы, то ее начали бы оспаривать с самых разных сторон.
Снижение «качества знания»:
· мукулатурные науки (имитация),
· грязные исследования (военные, поворот рек и т.п.),
· идеологизированные науки,
· ученые в средствах массовой информации («видимые ученые»).
Автономия научного сообщества и ее разрушение при тоталитаризме. «Арийская наука»; «советская народная наука»; лысенковщина.
Раздел 5. Техника. Наука. Цивилизация.