Лекции 1. Государственная образовательная политика в сфере исторического образования(2. ч.)
План
1. Миссия общего образования.
2. Историческое образование как фактор формирование российской гражданской идентичности личности школьников
3. Приоритеты государственной политики в сфере общего исторического образования.
Список источников и литературы.
Вопросы для самостоятельной работы.
Миссия общего образования
По мнению ряда известных ученых психологов и педагогов (в частности академик РАО А.Г. Асмолов и др.), миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества заключается в формировании гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.
Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека.[1] Идентичность - это ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народом, страной, коллективом, национальностью), культурой, традицией, идеологией.
Под гражданской идентичностью понимается гражданско-патриотическое самосознание, мировоззрение, мировосприятие. Этническая идентичность обозначает связь человека со своей этнической общностью, культурой и языком.
В педагогической практике гражданскую идентичность обычно рассматривают как связь со страной, большой и малой родиной, которую часто отождествляют с патриотизмом.[2] Реализация этого требования в современной России рассматривается как миссия образования.
Постановка задачи формирования российской национально-гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стало ответом на вызовы времени. Эта задача приобрела особую актуальность в условиях кризиса гражданской идентичности после распада Советского Союза, возникновения рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и региональным параметрам, роста неопределенности ценностных ориентаций подрастающих поколений.
Проблема формирования российской идентичности находится в фокусе общественного внимания. Обсуждается вопрос о соотношении российской национально-гражданской и цивилизационной идентичности. Эта проблема актуализировалась в условиях идеологического противостояния России и стран западной евро-атлантической цивилизации.
Ценностные ориентиры образования как приоритетной сферы и ведущей социальной деятельности общества реализованы в процессе проектирования ФГОС, освоение которых в системе общего образования направлено на обеспечение условий для достижения названной выше цели.