Роль и функции внутреннего аудита в системе внутреннего контроля. Организация и нормативное регулирование внутреннего аудита на международном и национальном уровне

Внутренний аудит в России является частью системы внутреннего контроля и представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющих объективно оценить эффективность и результативность фактов хозяйственной деятельности, достоверность учетной информации и бухгалтерской отчетности, их соответствие законодательству РФ и внутренним документам организации.

Внутренний аудит может быть реализован только в системе внутреннего контроля путем взаимодействия всех его элементов.

Система внутреннего контроля —совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая включает в себя среди прочего, организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

а) соблюдения требований законодательства; б) точности и полноты документации бухгалтерского учета; в) своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; г) предотвращения ошибок и искажений; д) исполнения приказов и распоряжений; е) обеспечения сохранности имущества организации.

Нормативное регулирование деятельности внутренних аудиторов осуществляется на основании Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденного постановлением Правительства РФ 25 августа 2006 г. № 523 (далее - ФПСАД). Данный стандарт, разработанный с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования при рассмотрении работы службы внутреннего аудита.

В соответствии со стандартом "внутренний аудит" это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита".

Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

В соответствии с ФПСАД № 29 объем, цели, задачи внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера, структуры, масштабов деятельности аудируемого лица и требований его руководства, собственников. Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

Внутренний аудит сегодня - независимая оценка всех сторон деятельности организации, осуществляемая внутри нес и направленная на формирование у менеджеров уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Основными направлениями деятельности службы внутреннего аудита являются:

1) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля; 2) исследование финансовой и управленческой информации

3)контроль экономической эффективности результативности средств контроля; 4) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и иных регламентов деятельности аудируемых лиц; 5) всесторонняя проверка текущей, финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений и т.д.;

Внутренний аудит выполняет следующие функции: - координационную; - консультационную; - контролирующую; - оценивающую; - аналитическую; - предупреждающую; - информационную.

Систему нормативно-правового регулирования можнои представить следующим образом:

1 уровень. Представлен системой кодексов ГК, УК,НК и тд, ФЗ «об аудиторской деятельности» (от30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ) и Указами президента и постановлениями правительства по вопросам регулирования аудиторской деятельности и другие законы. Законм РФ «Об акционерных мобществах»; Закон РФ «Об обществахис ограниченной иответственностью» и др.

2 уровень. Представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАТ). В частности Правилои(стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»; Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работыи внутреннего аудитора и др.

3 уровень. Представлен различными приказами различных Министерств финансов, методическими рекомендациями, регламентирующими порядок осуществления аудиторских проверок применительно к конкретным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и специальных аудиторских заданий.

4 уровень. Внутренние стандарты аудиторских организаций подготавливаемые с целью разъяснения внешних правил и оказания помощи их технической реализации Положение о Службе внутреннего контроля (аудита).

Российская модель внутреннего аудита далека от аналогов западного варианта. Однако, как показывают современные исследования деятельности российских организаций, происходит осмысление международной практики организации внутреннего аудита и сближение с ней российского понимания целей, задач и методов внутреннего аудита. Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку достоверности бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности организации.

Международные стандарты аудита (МСА) разработаны Институтом внутренних аудиторов (ИВА) и представляют собой набор критериев, которыми следует руководствоваться внутренним аудиторам при исполнении своих обязанностей. При этом МСА разработаны с учетом передовой практики внутреннего аудита и направлены на достижение следующих целей:

1) установление главных принципов надлежащего внутреннего аудита;

2)создание концепции предоставления и распространения различных услуг в области внутреннего аудита, приносящих дополнительную пользу организации;

3) формирование основы для оценки эффективности внутреннего аудита;

4) содействие совершенствованию процессов и операций, осуществляемых организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: