Те же, кто стремится достичь самоосознания посредством обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Йоги (школы Патанджали), которые пребывают в состоянии пратьягатмы, несоприкосновения с объектами чувств, жертвуют все чувства и деятельность чувств, а также десять жизненных потоков в огонь самоочищения, зажженного знанием.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Другие йоги приносят деятельность всех чувств и жизненных потоков на огонь обузданного "я", которое озарено гьяной.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Здесь речь идет о системе йоги, автором которой является Патанджали. В его Йога-сутре душа названа пратйаг-атма и параг-атма. Душу, стремящуюся к удовлетворению чувств, называют параг-атма, но когда та же самая душа отказывается становится равнодушной к чувственным удовольствиям, ее именую пратйаг-атма. Душа находится в кольце десяти воздушных потоков, циркулирующих в теле, и ощутить ее присутствие можно в процессе дыхания /контролируя их движение/. Система йога Патанджали учит человека приемам и методам механического контроля воздушных потоков, так чтобы в конечном итоге движение воздушных потоков способствовало очищению души от скверны материальных привязанностей. В этой системе йоги конечной целью является достижение уровня пратйаг-атмы. На этом уровне душа отстраняется от материальной деятельности /перестает заниматься материальной деятельностью/. Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами чувств: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы; таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-вайу. Апана-вайу – движется вниз, вйана-вайу выполняет функции сжатия и расширения, самана-вайу поддерживает равновесие, удана-вайу движется вверх, и человек, обладающий знанием, направляет деятельность всех этих воздушных потоков на достижение самоосознания.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Слово апаре указывает на того, кто постиг чистую твам-падартху, или истинное "я" (дживу). Такие йоги приносят свои чувства, деятельность чувств (слушание, видение и проч.), десять потоков жизненного воздуха (праны) и их деятельность на огонь обузданного "я", или огонь очищенного бытия твам-падартхи (дживы). Иначе говоря, они целиком погружают ум, разум, чувства и десять воздушных потоков в свое чистое "я". Они осознают, что существует только пратьяг-атма (чистая душа), а ум и все остальное лишено реального существования.

Десять потоков жизненного воздуха и их деятельность таковы:

Название Действие
прана исходит
апана входит
самана обеспечивает баланс между съеденным и выпитым
удана позволяет брать предметы
вйана позволяет перемещаться
нага отрыжка
курма позволяет открывать глаза
крикар кашель
девадатта зевота
дхананджая позволяет оставаться в теле даже после смерти

ТЕКСТ 28

дравйа-йаджнас тапо-йаджна йога-йаджнас татхапаре

свадхйайа-джнана-йаджнаш ча йатайах самшита-вратах

дравйа-йаджнах – принося в жертву свою собственность; тапах-йаджнах – жертвоприношение, состоящие в совершении аскез; йога-йаджнах – жертвоприношение, которое заключается в занятиях восьмиступенчатой мистической йогой; татха – таким образом; апаре – другие; свадхйайа – жертвоприношение, предусматривающее изучение Вед; джнана-йаджнах – жертвоприношение, состоящее в овладении трансцендентным знанием; ча – также; йатайах – те, кто достиг самоосознания; самшита-вратах – налагая на себя суровые обеты.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Налагая на себя строгие обеты, одни достигают самоосознания, принося в жертву свою собственность, а другие – совершая суровые аскезы, занимаясь восьмиступенчатой мистической йогой, или изучая Веды для того, чтобы обрести трансцендентное знание.

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Жертвоприношением может быть раздача милостыни нуждающимся, аскезы Чандраяны, строгое соблюдение правил восьмиступенчатой йоги, а также чтение и изучение Вед. Все эти пути требуют неукоснительного соблюдения обетов.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Одни совершают дравья-ягью, раздавая свои богатства, другие идут путем тапо-ягьи и предаются аскезе, а третьи совершают йога-ягью, занимаясь восьмиступенной мистической йогой. Есть и такие, кто совершает свадхьяя-ягью: они изучают Веды и обретают духовные знания. Все эти люди строго следуют своим обетам.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Существует несколько видов жертвоприношений. Одни люди приносят в жертву свою собственность, совершая разного рода пожертвования. В Индии богатые коммерсанты или члены царских семей открывают различные благотворительные /богоугодные/ заведения, такие как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалайа и видйа-питха. В других странах также много больниц, домов престарелых и других подобного рода заведений, занимающихся бесплатной раздачей пищи, обучением и медицинским обслуживанием неимущих. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравйамайа-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение в жизни или подняться на райские планеты вселенной, добровольно совершают различные аскезы, такие как чандрайана и чатурмасй а. Они дают суровые обеты, ограничивая себя рамками строгих правил и предписаний. Например, тот, кто дает обет чатурмасй а, не должен бриться в течение четырех месяцев в году (с июля по октябрь), есть определенные виды продуктов, не должен есть дважды в день или выходить за порог дома. Жертвуя жизненными удобствами, человек совершает тапомайа-ягью. Еще одна категория людей занимается различными видами мистической йоги, такими как йога Патанджали (цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта), хатха-йога или аштанга-йога (позволяющая овладеть мистическими сиддхами). Есть также люди, регулярно отправляются в паломничество по святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягья, жертвоприношений целью которых является достижение определенных материальных совершенств /в материальном мире/. Определенная категория людей занимается изучением различных ведических писаний, в особенности Упанишад и Веданта-сутры, или философию Санкхьи. Эти виды деятельности называют свадхйайа-ягьей, жертвоприношением в процессе овладения знанием. Все эти йоги совершают различные виды жертвоприношений, твердо веря в то, что таким образом им удастся достичь более высокого уровня бытия. Однако метод сознания Кришны поистине уникален, ибо он состоит в непосредственном служении Верховному Господу /ибо он позволяет человеку непосредственно служить Верховному Господу/. Ни один из перечисленных выше видов жертвоприношений не даст нам возможности обрести сознание Кришны; сделать это можно лишь по милости Господа и Его чистых преданных. Поэтому метод сознания Кришны является трансцендентным.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Тех, кто совершает ягью, раздавая другим свои материальные богатства, называют дравья-ягьях. Тех, кто совершает ягью, предаваясь тапасье (например, следуя криччхра-чандраяна врате), именуют тапо-ягьях. Людей, чья ягья состоит в занятиях аштанга-йогой, называют йога-ягьях, а тех, кто изучает Веды, стремясь обрести духовное знание (гьяну), называют свадхьяя-гьяна-ягьях. Всех, кто прилагает подобные усилия (йатайах), именуют самшита-вратами - людьми, которые строго следуют своим обетам.

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Здесь Бхагаван Шри Кришна описывает разные виды ягьи. Карма-йоги раздают людям пищу, одежду и прочее, и в этом состоит их ягья. Они совершают благие дела, описанные в смрити-шастрах: роют колодцы и пруды, строят храмы полубогов (дева-мандиры), кормят голодных, разбивают парки и сады. Есть люди, которые заботятся о тех, кто от них зависит, и следуют обету ненасилия в отношении всех живых существ. Такая карма называется датта-кармой, или благотворительностью. Есть и такие, кто, совершая ягью, стремится доставить удовольствие полубогам. Это называется ишта-ягьей. Некоторые же следуют суровым обетам (вратам), таким как чандраяна, описанным в Ману-самхите.

Криччхра-врата:

экаикам грасам ашнуйат трй-ахани трини пурвавата

трй-ахани чопавсед антйам атикриччхрам чаран двиджа

(Ману-самхита 11.214)

"В течение первых трех дней человек ест раз в день, съедая не больше того, что помещается у него во рту. Следующие три дня он ест столько же, но по вечерам, а с седьмого по девятый день съедает лишь по кусочку пищи, ни у кого ее не прося. Последние три дня человек постится полностью. Этот суровый обет носит название криччхра-враты".

Чандраяна:

экаикам храсайет пиндам кришне шукле ча варддхйет

упаспришамш три-саванам этач чандрайанам смритам

(Ману-самхита 11.217)

"В день полнолуния человек должен съесть только пятнадцать пригоршней еды, принимая пищу после утреннего, дневного и вечернего омовения. Дальше, с первого дня лунного месяца он должен каждый день сокращать количество еды на одну пригоршню, так чтобы на четырнадцатый день съесть только одну пригоршню пищи. В день новолуния нужно поститься. Начиная с первого дня следующей (светлой) половины месяца человек должен каждый день съедать на одну пригоршню больше, и в день полнолуния у него должно быть пятнадцать пригоршней еды. Это называется чандраяна-вратой".

Есть люди, которые совершают ягью, посвятив себя йоге. Их ягья состоит в аштанга-йоге, и они занимаются ею, живя в пунья-кшетре (благостном месте) или в тиртхе (на святой земле). Патанджали сказал: йогаш читта-вритти-ниродха - "Заниматься йогой значит всячески обуздывать деятельность ума". Восемь ступеней йоги носят название ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Все вместе они называются аштанга-йогой. Есть также карма-йоги, которые называют изучение Вед гьяна-ягьей, и они совершают только это жертвоприношение.

ТЕКСТ 29

апане джухвати пранам пране 'панам татхапаре

пранапана-гати руддхва пранайама-парайанах

апаре нийатахарах пранан пранешу джухвати

апане – в воздушном потоке, который движется вниз; джухвати – предлагают; пранам – поток выдыхаемого воздуха; пране – поток вдыхаемого воздуха; апанам – поток воздуха, который движется вниз; татха – также как и; апаре – другие; прана – выдыхаемого воздуха; апана – и вдыхаемого воздуха; гати – движение; руддхва – задерживая; прана-айама – транс, наступающий в результате полного прекращения дыхания; парайанах – склонные к этому; апаре – другие; нийата – контролируя; ахарах – потребление пищи; пранан – выдыхаемый воздух; пранешу – во вдыхаемый воздух; джухвати – принося в жертву.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

Другие, те, которые для того, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, задерживая выдох на переходе во вдох и вдох на переходе в выдох, в конце концов прекращают дышать вообще и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят в жертву выдыхаемый воздух.

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Жертвоприношением может быть и ограничение количества вдыхаемого воздуха. Если закрыть правую ноздрю и вдохнуть через левую, то потоки нисходящего и восходящего воздуха соединятся на вдохе; затем если закрыть левую ноздрю и вдохнуть через правую, потоки нисходящего и восходящего воздуха соединятся на выдохе; наконец, если закрыть обе ноздри, воздушные потоки в теле остановятся вовсе. Можно обуздать все чувства, растворив их в жизненном воздухе: для этого нужно ограничить себя в еде.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Другие же, кто посвятил себя пранаяме (обузданию жизненной силы), приносят в жертву прану (выдыхаемый воздух) апане (вдыхаемому воздуху) и наоборот. Постепенно останавливая оба потока (прану и апану), они утверждаются в пранаяме. Есть и такие, кто, воздерживаясь от еды, приносит прану на огонь самой праны (жизни).

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Система йоги, предусматривающая контроль над процессом дыхания и называемая пранаямой, является первой ступенью хатха-йоги, которая состоит в выполнении различных асан. Все эти виды йоги рекомендованы для обуздания чувств и духовного совершенствования. Те, кто занимаются пранаямой, учатся управлять движением воздушных потоков, циркулирующих в теле, чтобы в конечном итоге изменить их направление. Апана – это поток воздуха, который движется вниз, а прана – воздушный поток, поднимающийся вверх. Йог, занимающийся пранаямой, практикует дыхание в обратном направлении до тех пор, пока потоки воздуха не нейтрализуют друг друга и придут во состояние пурака, равновесия. Встречное движение выдыхаемого и вдыхаемого воздуха называется речака. Когда оба воздушных потока полностью прекращают свое движение, человек переходит на ступень кумбхака-йоги. Занятия кумбхака-йогой способствуют увеличению продолжительности жизни, что дает возможность достичь духовного совершенства. Йог, обладающий разумом /Действительно разумный йог/, стремится достичь совершенства в течение /на протяжении/ одной жизни, не дожидаясь следующей, и те, кто занимаются кумбхака-йогой, могут увеличить продолжительность своей жизни на много-много лет. Между тем, человек, обладающий сознанием Кришны и всегда поглощенный трансцендентным любовным служением Господу, потому автоматически контролирует свои чувства. Его чувства все время заняты в служении Кришны и лишены возможности заниматься какой-либо другой деятельностью. В конце жизни он естественным образом переносится в трансцендентную обитель Господа Кришны и потому даже не пытается /не прилагает усилий к тому, чтобы/ продлить свою жизнь. Он немедленно достигает освобождения; как сказано в Бхагавад-гите (14.26):

мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате

"Тот, кто занимается чистым преданным служением Господу, выходит из-под влияния гун материальной природы и сразу же достигает духовного уровня". Человек, обладающий сознанием Кришны, начинает служить Господу на трансцендентном уровне и постоянно пребывает в таком состоянии сознания. Поэтому он никогда не падает и в конце жизни немедленно переносится в царство Бога. Умеренность в еде достигается автоматически, когда человек ест только кришна-прасадам, пищу, первоначально предложенную Господу. Ограничения в еде в значительной степени помогают человеку держать чувства под контролем. А не обуздав чувства, он не сможет вырваться из материального плена.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Некоторые йоги, посвятившие себя обузданию потоков жизненного воздуха, приносят прану в жертву апане. Это значит, что во время пураки (вдоха) они соединяют прану с апаной. Точно так же, во время речаки (выдоха) они жертвуют апану пране, а во время кумбхаки (задержки дыхания) они останавливаяют прану и апану и утверждаются в пранаяме.

Другие, кто стремится обуздать свои чувства, приносят их в жертву пране (жизненным потокам), ограничивая себя в еде. Чувства подчинены пране. Когда прана ослабевает, чувства тоже слабеют и не могут наслаждаться их объектами. Таким образом, эти люди приносят свои ослабевшие чувства в жертву потокам жизненного воздуха и поддерживают свое существование только за счет этих потоков (праны).

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Здесь более подробно описывается аштанга-йога (путь восьмиступенной йоги). С помощью пураки (выдоха) йоги приносят прану в жертву апане. Иначе говоря, во время пураки они соединяют парну с апаной. Подобным же образом, во время выдоха (речаки) они приносят апану в жертву пране, а во время кумбхаки (при задержке дыхания) они останавливают оба потока - и прану, и апану.

Слово пранаяма состоит из двух частей. Прана означает особый вид воздушного потока, а аяма - расширение. Под этим "расширением" подразумевается обуздание праны от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос на голове. В "Гаруда Пуране" говорится: пранайамо маруджджайах - "Владение праной называется пранаямой". Поэтому пранаяма означает расширение (или усиление) праны ради обуздания деятельности чувств.

Точно так же, в "Шримад-Бхагаватам" (11.15.1) сказано: "Когда человек, овладев своими чувствами и дыханием, погружает мысли в Меня, все сиддхи естественным образом покоряются ему". Более подробные разъяснения на этот счет читатель может найти в "Према-прадипе" Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

В смрити-шастрах описываются такие ягьи, как дравья-ягья, тапо-ягья, йога-ягья и свадхьяя-гьяна-ягья, а в тантра-шастрах говорится о хатха-йоге и множестве других методов обуздания чувств. В Кади-югу, однако, когда люди живут очень недолго и почти лишены разума, лучшей ягьей является несложная и очень естественная санкиртана-ягья. Совершать ее могут не только люди, но и все другие существа.

харер нама, харер нама, харер намаива кевалам

калау настй эва, настй эва, настй эва, гатир анйатха

(Брихан-нарадия Пурана)

Об этом говорится и в "Шримад-Бхагаватам" (11.5.32):

кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам

йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

"Совершая санкиртана-ягью, разумные люди поклоняются Тому, у кого на устах танцуют два слога - "кри" и "шна", - кто сияет подобно золоту и кто окружен Своими приближенными, слугами, оружием и близкими спутниками".

ТЕКСТ 30

сарве 'пй эте йаджна-видо йаджна-кшапита-калмашах

йаджна-шиштамрита-бхуджо йанти брахма санатанам

сарве – все; апи – несмотря на внешние различия; эте – эти; йаджна-видах – постигшие цель жертвенных обрядов; йаджна-кшапита – очищаются, совершая их; калмашах – от греховной скверны; йаджна-шишта – плодов этих жертвоприношений; амрита-бхуджах – те, кто изведал нектарный вкус; йанти – действительно достигают; брахма – высшей; санатанам – вечной обители.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: