Все различные виды жертвоприношений одобрены Ведами, и каждое из них является результатом определенной деятельности. Обладая этим знанием, ты непременно достигнешь освобождения

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

Эти жертвоприношения описаны в Ведах и прилагаемых к ним писаниях. Все жертвоприношения совершаются с помощью речевой, умственной или телесной деятельности. Поэтому деятельность лежит в основе любого жертвоприношения. Если в своей деятельности ты будешь руководствоваться этой точкой зрения, ты избавишься от рабства.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

Разные виды ягьи подробно описаны в Ведах. Зная, что все они рождены из кармы, ты обретешь освобождение.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Разным категориям людей, как уже говорилось, Веды предписывают /рекомендуют/ совершать различные виды жертвоприношений. Поскольку люди полностью поглощены телесными представлениями о жизни, ведические жертвоприношения организованы /задуманы/ таким образом, чтобы занять деятельностью либо тело, человека, либо его ум или разум /тело человека, его ум и разум/. Но все они в конечном счете предназначены для того, чтобы помочь живому существу выбраться из западни материального тела. Это подтверждают слова, изошедшие из уст Самого Господа.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Слово брахманах означает "Веды", а мукхена - "из уст". Ведена значит "ясно произнесенное Моими собственными устами". Карма-джан означает "рожденный из действий, совершаемых с помощью речи, ума и тела".

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Описанные в Ведах жертвоприношения совершаются с помощью тела, ума и речи, поэтому они никак не связаны с атма-сварупой (истинной природой души). Ни одно из этих действий не затрагшивает душу (атму), и она стоит в стороне от них. Достигнув успеха на пути ягьи, человек обретает свободу от материального бытия.

ТЕКСТ 33

шрейан дравйа-майад йаджнадж джнана-йаджнах парантапа

сарвам кармакхилам партха джнане парисамапйате

шрейан – лучше; дравйа-майат – материальной собственности; йаджнат – чем принесение в жертву; джнана-йаджнах – принесение в жертву знания; парантапа – о карающий врагов; сарвам – все; карма – виды деятельности; акхилам – в совокупности; партха – о сын Притхи; джнане – знанием; парисамапйате – завершаются.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:

О карающий врагов, принесение в жертву знания лучше, чем пожертвование /принесение в жертву/ материальной собственности. В конечном итоге, о сын Притхи, все жертвоприношения помогают человеку обрести трансцендентное знание.

Перевод Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Госвами Махараджа:

О Арджуна, о покоритель врагов, жертвоприношение ума, или отречение в сознании выше жертвоприношения милостыни, или отречения от предметов, поскольку в конечном счете вся деятельность совершается в сознании.

Перевод Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа:

О Парантапа, гьяна-ягья лучше дравья-майя-ягьи (отречения от материальных достояний), ибо исполнение обязанностей, о Партха, в конечном счете ведет к духовному знанию.

КомментарийШрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Цель всех жертвоприношений состоит в том, чтобы обрести полное знание и, освободившись от материальных страданий, /в конце концов/ подняться на уровень трансцендентного любовного служения Верховному Господу (сознания Кришны). Однако во всех этих жертвоприношениях /во всех видах жертвоприношений/ есть некое таинство, в которое необходимо проникнуть. Иногда жертвоприношения принимают различные формы, в зависимости от типа веры, которой обладает тот, кто их совершает. Считается, что вера, воплощенная в трансцендентное знание, значительно превосходит простое принесение в жертву материальной собственности, ибо жертвоприношение, лишенное знания, относится к сфере материальной деятельности и не приносит нам никакого духовного блага. Обладая истинным знанием, человек обретает сознание Кришны и достигает высшей ступени трансцендентного процесса познания. Если, совершая жертвоприношения, человек не совершенствуется в знании, он действует на материальном уровне. Духовной его деятельности станет только тогда, когда он будет совершать жертвоприношения, обладая трансцендентным знанием. В зависимости от уровня сознания, деятельность, связанная с совершением жертвоприношений относится либо к категории карма-канды (кармической деятельности), либо к категории гьяна-канды (философского поиска истины). Гораздо лучше, если целью нашей деятельности является обретение знания.

Комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Гьяна-ягья (как она описана в шлоке 4.25, брахмагнау) лучше карма-ягьи, или дравья-майя-ягьи, состоящей в отречении от материальных достояний, как это описано в стихе 4.24: брахмарпанам брахма хавир. Можно спросить, почему. Потому что все действия в конечном счете должны увенчаться обретением гьяны. Иначе говоря, когда человек обретает гьяну, карма для него перестает существовать.

Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Комментируя эту шлоку, Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: "Хотя все ягьи постепенно приводят человека к гьяне, шанти и, наконец, к бхакти (к преданному служению Мне, необычайно благотворному для дживы), кое-что, все таки, следует здесь учесть. Из всех этих видов ягьи, человек может иногда совершать дравья-майя-ягью, или карма-ягью (религиозные обряды), а иногда, в зависимости от своей ништхи, он может взяться за совершение гьяна-майя-ягьи (ягьи, совершаемой в знании). Эта гьяна-майя-ягья, однако, намного лучше дравья-майя-ягьи, потому что все виды кармы, о Партха, в конечном счете ведут к гьяне. Если человек совершает ягью, не размышляя о духовном, вся его деятельность - не более, чем ритуал (дравья-майя). Но если цель человека - духовное совершенство, то совершаемые им карма-ягьи утрачивают материалистическую, корыстную природу и становятся трансцендентными. То, что в ягье является дравья-майей и представляет собой лишь мирские ритуалы, носит название карма-канды. Совершая ягью, нужно всегда помнить об этом различии.

Шри Чайтанья Махапрабху тоже говорил: 'Только те, кто поклоняется Шри Кришне, совершая санкиртана-ягью, достигают подлинного успеха в жизни и являются самыми разумными. Все остальные - глупые самоубийцы'. Кришна-нама-ягья - это самое возвышенное из всех жертвоприношений. Единожды произнесенное имя Кришны не сравнится и с миллионами жертвоприношений ашвамедха. Любой, кто пытается сделать такое сравнение, является пашанди, самозванцем от религии, и Ямараджа всячеки накажет его. Это особо подчеркивается в "Чайтанья-чаритамрите" (Ади-лила, 3.77-79).

Более того, пение харе кришна маха-мантры с легкостью избавляет человека от материального рабства. Тот, кто повторяет кришна-наму, удостаивается кришна-према-майи севы - чистого любовного служения Шри Кришне. Таким образом, в Кали-югу все ягьи, кроме пения имени Кришны, становятся бесполезны, ибо ни одна из них не относится к сварупа-дхарме, вечному занятию души. Более подробно об этом говорится в "Чайтанья-чаритамрите" (Ади-лила, 7.73-74)".

Текст 34

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

тат – знание о различных видах жертвоприношений; виддхи – попытайся обрести; пранипатена – обратившись к духовному учителю; парипрашнена – смиренно вопрошая; севайа – служа; упадекшйанти – они откроют; те – тебе; джнанам – знание; джнанинах – осознавшие себя; таттва – истину; даршинах – те, кто видит.

Перевод Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: