Структура субъективного опыта человека

Психофизиологические особенности восприятия человека приводят к тому, что трудно убедить человека, который не воспринимает нашу речь. Но даже и в том случае, когда коммуникатор говорит с реципиентом на одном языке, то одним словам человек верит, а другим – нет. Это зависит от уникального формирования субъективного опыта человека. Избирательную эффективность коммуникативного воздействия обеспечивают: 1. Интересы – это переход из области неопределенности и фрагментарности в область максимальной определенности, стабильности и единства. 2. Состояния – это стремление человека преобразовать свое состояние (интеллектуальное, эмоциональное, соматическое и др.), субъективно оцениваемое как неустойчивое и дискомфортное, и закрепиться в том его качестве, которое человек определяет для себя как устойчивое, оптимальное и удовлетворительное. 3. Отношения – это стремление человека перевести свои отношения с окружающим миром из области субъективно оцениваемых как деструктивных, напряженных и конфликтных в область конструктивных.

ИСО – это субъективная иерархия смыслов, потребностей, ценностей человека. В ИСО одного человека входят богатство, бизнес, В ИСО другого – образование, поиски высшей истины, в ИСО третьего – эгоизм, жизнь в свое удовольствие. Таким образом, каждый имеет свои уникальные ИСО, субъективные по содержанию. В процессе коммуникативного воздействия коммуникатора и реципиента их субъективные ИСО могут по-разному учитываться другой стороной: игнорироваться, полностью совпадать, частично пересекаться. Коммуникатору, если он хочет завоевать доверие реципиента, необходимо таким образом формулировать свои предложения, чтобы для реципиента была видна их связь с его ИСО. ИСО необходимо учитывать еще и потому, что это язык, на котором думает реципиент и с помощью которого воспринимает из всего мира лишь субъективно значимый, связанный с его ИСО, сектор. Именно ИСО окрашивает окружающий мир человека в разные цвета и наделяет его определенным смыслом.

ИСО имеет четкую структуру, которая позволяет понять внутреннюю основу целостности и стабильности, с одной стороны, а с другой – основание борьбы мотивов, ценностей, отношений, определяющих неустойчивость состояний человека. Она представлена в таблице:

ИСО человека Зона престижных ИСО (смысл жизни) Зона развития ИСО (прош., наст., буд.) Зона престижных ИСО (мода)
Интересы      
Состояния      
Отношения      

В структуре выделяется: 1) зона коренных ИСО. Это то, что дает возможность человеку сформировать внутреннюю, иерархически упорядоченную целостность жизни. Пример таких ИСО: творчество (интерес), труд (интерес), увлечение (интерес), отношения с любимым человеком (отношения). 2) Зона перспективного развития ИСО. Содержит в себе прошлое, настоящее и будущее интересов, состояний и отношений человека. Это подсистема человека, которая заставляет человека искать те знания и условия, которые снизят неопределенность и неустойчивость. 3) Зона престижных ИСО (мода). Она показывает присутствие в ИСО тех аспектов, которые имеют для человека только в связи с необходимостью считаться с мнением окружающих. Она характеризуется максимальной неустойчивостью. Пример: покупка модного автомобиля (интерес), связи с «нужным» человеком (отношения). Самый верхний уровень (по горизонтали) всегда занимает доминирующий на данный момент аспект ИСО – либо интересы, либо состояния, либо отношения. Таким образом, каждый из участников на момент коммуникативного процесса имеет приоритеты в ИСО. Непонимание и незнание этих приоритетов может привести к противоборству в процессе коммуникации, ее неэффективности.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается роль сознания для человека?

2. Что включает в себя структура субъективного опыта человека?

3. Какова роль зоны перспективных ИСО для человека?

Основная литература:

1. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: Учеб. пособие / В.М.Снетков. – СПб.: Изд-во С-П. ун-та, 2000. - С.40-67.

Дополнительная литература:

1. Несмелов В.И. Наука о человеке / В.И.Несмелов. – Казань, 1994.

4.2. Психология процесса коммуникации.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: