Психологические особенности процесса коммуникации

В настоящее время существует множество определений понятия коммуникация. П.Шарон определяет ее как передачу смысла с помощью символов. Ю.Лотман говорит о коммуникации как о переводе текста я языка моего «Я» на язык твоего «Ты». Г.Почепцов под коммуникацией понимает процессы перекодирования вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. В.М.Снетков рассматривает коммуникацию как процесс, в котором человек участвует как целостная система, передает и воспринимает информацию всем телом.

Поэтому в процессе коммуникации людей невозможно отделить друг от друга их деловые и личностные качества, их эмоции от смысла сказанного, от их отношения к теме разговора, к собеседнику, обстоятельствам, в которых оно осуществляется. В коммуникативном процессе коммуникатор стремится достичь своей цели, психологически воздействуя на те или иные сферы человека. По содержанию коммуникация всегда относится к духовно-психологическому процессу, поскольку коммуникатор воздействует на часть внутреннего или внешнего мира реципиента. Коммуникативное сообщение вначале воспринимается и субъективно осмысливается реципиентом. При этом духовно-психологическая сфера используется как посредник для изменения познавательного, эмоционального, поведенческого аспектов человека. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно достигнуть, воздействуя на различные духовно-психологические стороны и особенности человека. При этом одни и те же коммуникативные воздействия на разных людей приводят к совершенно противоположным результатам.

Коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его духовно-психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Например, в предвыборных кампаниях некоторые кандидаты в депутаты делают ставку на пожилых людей, на их насущные проблемы. Игнорирование индивидуальных духовно-психологических особенностей реципиента приводит коммуникатора к неадекватной постановке коммуникативной цели. Процесс коммуникации нарушается. В процессе коммуникативного воздействия на реципиента коммуникатором чаще всего ставятся такие цели: убедить его в чем-либо, понять его намерения, заставить его что-либо сделать, внушить что-то, скрыть что-либо, изменить его эмоциональное состояние и т.д. В свою очередь реципиент может преследовать такие свои цели: принять сообщение или не слушать совсем, соглашаться или не соглашаться с ним и т.д.

Процесс коммуникации в целом требует от коммуникатора умения дифференцировать по поведению и внешнему виду реципиента особенности осуществления процесса коммуникации и степень достижения поставленных им целей. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: