Модель сознания человека в процессе коммуникации

В процессе коммуникации существенную роль играет особенный, субъективный опыт участников коммуникации. Каждый обладает своей субъективной истиной. Формирование субъективного опыта и восприятия информации (знаний) человека начинается с момента у него первого ощущения – «я существую». Все, с чем сталкивается человек в дальнейшем, он идентифицирует. Те ощущения, явления, события, которые соотносятся с его внутренним переживанием, становятся частью его субъективного опыта. При этом информация, которую человеку не удается идентифицировать со своим внутренним опытом, относится им к внешней. Она характеризуется для него неопределенностью. То есть, все не принятое сознанием человека, относится им к внешнему миру. Неопределенность во внешней или внутренней среде приводит человека в состояние напряженности, которую он стремится снизить всеми возможными способами. Неопределенность является объективным условием развития сознания, которое вносит порядок в этот хаос. Именно сознание является механизмом, обеспечивающим целостность человека, его иерархическую упорядоченность.

Таким образом, у человека существует потребность в формировании иерархически упорядоченной целостности, достижение которой приносит ему максимальное удовлетворение и осознается им как высшее блаженство и обретение смысла жизни. На уровне целостности человек максимально работоспособен и продуктивен. Человек может формировать свою целостность как на основе высокодуховных ценностей, так и на основе удовлетворения первичных биологических и социальных потребностей. С позиции такого стихийного формирования индивидуального сознания человека добро и зло, альтруизм и эгоизм равнозначно могут стать основой формирования его внутренней системной целостности, основой и смыслом жизни. Правда, фрагментарное (отождествляющее себя с интеллектом) сознание не способно надолго сохранить свою целостность. В том случае, если целостность человека сформирована на основе единства, например, с Богом как высшей и вечной духовной ценностью, а не на основе получаемых за хорошее поведение социальных вознаграждений, он может достигнуть действительного состояния постоянного личностного роста, творчества, независимых от социума. То, каким образом сформирована целостность человека, на чем она базируется, влияет на эффект коммуникативного воздействия. Кроме этого на процесс коммуникации и его эффект влияет то, насколько коммуникатор учитывает структуру и особенности субъективного опыта реципиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: