Коммуникатор Реципиент

1. Осознание идеи 4. Восприятие

для сообщения невербального

поведения

2. Невербальное 5. Восприятие

поведение вербального

сообщения

3. Вербализация 6. Осмысление

(проговаривание) идеи

Первый этап – осознание. Здесь происходит кодирование коммуникатором в знаковую (словесную) форму имеющейся у него аналоговой информации. Второй этап – невербальное поведение. Происходит опредмечивание коммуникатором процесса поиска информации или кодирования исходной, аналоговой информации во внешнем невербальном действии. Задействуется определенная интонация, жесты, мимика, поза. Именно невербальное поведение коммуникатора имеет существенное значение для принятия информации реципиентом. Третий этап – вербализация. Вербализация или собственно речь – это процесс превращения имеющейся аналоговой информации (идеи, образа) в знак, слово. В значительной мере он зависит от степени владения коммуникатором, от объема словесного и понятийного аппарата. Для реципиента важно соответствие первого и второго этапов коммуникации. Например, если коммуникатор всем своим видом показывает неприязнь по отношению к реципиенту, но при этом говорит: «Рад Вас видеть», то это рассогласование вызывает у реципиента настороженность. Четвертый этап – восприятие невербального поведения. Это своего рода раскодирование информации, которая содержится в жестах, мимике и т.д. Пятый этап – восприятие вербального сообщения. Эффективность этого этапа зависит от того, насколько совпадают особенности мышления, восприятия коммуникатора и реципиента. Например, если коммуникатор говорит и принимает решения быстро, а реципиент - медленно, то у второго могут возникнуть некоторые сложности с восприятием сообщения. Шестой этап – осмысление идеи. Этот этап определяется многими факторами: а) объемом знаний, понятийного аппарата. Неизвестную информацию реципиент может сразу отвергнуть, особенно если у человека в целом низкий уровень образования. Б) Эмоциональным и соматическим состоянием. Если человек нездоров, то уровень восприятия информации несколько снижается. В) Фоном, в котором осуществляется процесс коммуникации. При громких и резких звуках часть внимания рассредоточивается. Г) Условиями коммуникации. Если температура воздуха достаточно высока, то процесс осмысления идеи замедляется, а, возможно, и искажается. В целом коммуникацию можно считать эффективной, если аналоговая информация (идея, состояние, образ) коммуникатора тождественна сформированной в процессе общения аналоговой информации (идее, образу) реципиента.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем, на ваш взгляд, состоят психологические особенности процесса коммуникации?

2. Чем отличаются невербальное и вербальное поведение друг от друга?

3. Что влияет на степень осмысления реципиентом идеи сообщения?

Основная литература:

1. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: Учеб. пособие / В.М.Снетков. – СПб.: Изд-во С-П. ун-та, 2000. - С.21-29.

Дополнительная литература:

1. Кузнецов В.Ф.Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для вузов / В.Ф.Кузнецов. – М. Аспект Пресс, 2005. – Раздел второй. – С.60 – 81.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М., 2001.

4.3. Психофизиология процесса коммуникации.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: