Субъективная карта-модель формируется на основе всех сенсорных модальностей (каналов восприятия) – зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетики. Человек получает информацию из внешнего мира по всем модальностям непрерывным потоком. Информация, поступившая по зрительному каналу (визуальному), может предъявляться в других модальностях, например, в аудиальной (речь) или кинестетической (ощущение).
Язык как инструмент коммуникации зависит от доминирующей модальности, то есть от того сенсорного канала, по которому информация была принята. Ведущая система проявляется в вербальной коммуникации – глаголах, наречиях, прилагательных, которые употребляет человек в своей речи для описания личного опыта. Одни люди в речевой коммуникации говорят: посмотри, другие – послушай, третьи – чувствуешь. Визуалы (те, у кого наиболее развит зрительный, визуальный канал восприятия информации) в речи используют понятия формы, цвета, размера. Кинестетики имеют более развитый канал, связанный с ощущением движения, положением тела и его частей. В их речи преобладают глаголы движения. Они обращают также внимание на тактильные или проприоцептивные характеристики: теплый, холодный, мягкий, нежный и т.д. Аудиалы характеризуются развитым слуховым каналом, поэтому используют при общении звуковые характеристики – громкость, тон, мелодичность и т.д.
Человеку нельзя стать аудиалом или визуалом принудительно. Перечисленные особенности есть результат его онтогенетического развития, который определяет избирательность его восприятия и понимания мира. Проблема непонимания в процессе общения коренится в том, что коммуникатор исходит из своей модальности, из своего субъективного мира, а не из особенностей восприятия реципиента. Например, коммуникатор обращается: «Посмотрите, какая перспектива у этого дела!» (визуальная модальность). Реципиент отвечает: «Я чувствую, что никакой перспективы нет» (кинестетическая модальность). Реципиент действительно может не увидеть перспективы, так как на его языке ее надо ощутить, почувствовать. Именно из-за игнорирования коммуникатором того, что реципиенту присуща своя субъективная модель мира, процесс коммуникации может быть неэффективным, либо вообще закончиться взаимными обидами и непониманием. Однако нужно сказать, что для успешной самореализации личности необходима работа по развитию его других модальностей. Полимодальность может служить основой эффективной коммуникации в большинстве случаев.
1. Что называется субъективной картой-моделью человека?
2. Какие психологические механизмы влияют на сохранение субъективной карты-модели?
3. Раскройте понятие «модальность».
4. Охарактеризуйте визуальную модальность.
Основная литература:
1. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: Учеб. пособие / В.Н.Снетков. – СПб.: Изд-во С-П. ун-та, 2000. - С.29-36.
Дополнительна литература:
1. Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж / С.Ребрик. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С.33-36.
2. Ребрик С. Мастер – класс «Art of Sale» / С.Ребрик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С.71-95.
3. Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А.Леонтьев. – Л, 1967.