Место внебюджетных фондов в финансовой системе

Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи, которые возникают между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от звеньев финансовой системы к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании их средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Например, фонд социального страхования образуется не только за счет страховых взносов, но и за счет средств бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соединяется с разнообразными звеньями финансовой системы, то есть деньги движутся в разных направлениях между ними.

Средства внебюджетных фондов являются государственными финансовыми ресурсами. Они находятся в государственной собственности, не входят в состав других фондов (за исключением случаев создания фондов за счет средств других внебюджетных фондов) и не подлежат изъятию.

    Финансовая система России      
   
Общегосударственные финансы   Финансы хозяйствующих субъектов  
· госбюджет · внебюджетные фонды · государственный кредит · резервы ЦБ и др.  
· финансы предприятий · личные финансы  
           

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования денежных средств.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Анализ функционирования внебюджетных фондов выявил ряд негативных явлений, таких как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Было признано нецелесообразным дробление финансовых ресурсов по множеству фондов, так как процесс образования и использования средств фонда трудно контролируем, а следовательно неэффективен.

Для преодоления этих недостатков, начиная с 1995 года, отдельные внебюджетные фонды стали учитываться в бюджетах различных уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: