Финансовые взаимоотношения предприятия

(Слайд) Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями. К ним относятся отношения: с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств.

(Слайд) Финансовые отношения внутри предприятия. Эти отношения включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. (Слайд) Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и т.д. Отношения с работниками и собственниками – это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

(Слайд) Финансовые отношения внутри объединений, предприятий. Финансовые отношения с вышестоящими организациями, включают отношения по поводу образования и использования фондов финансирования импортных операций, научных исследований и др. Финансово-промышленные группы создаются с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержи производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и общие денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, просто финансовая помощь. Тоже касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.

(Слайд) Финансовые отношения с финансово-кредитной системой. Это отношения с бюджетами различных уровней внебюджетными фондами по поводу перечисления налогов и платежей.

(Слайд) Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организаций безналичных расчетов, так и при получении и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов, лизинга, факторинга и др.

Отношения предприятий со страхованием реализуются в форме средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

(Слайд) Финансовые ресурсы предприятий

(Слайд) Финансовые ресурсы предприятия – это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.

(Слайд) Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (возмещения, оплаты труда и прибыль).

(Слайд) По источникам формирования финансовые ресурсы делятся:

- На собственные средства – уставный капитал предприятия. Собственными источниками пополнения дополнительной потребности являются:

- нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет,

- средства инвесторов (новых и существующих), а также эмиссионный доход,

- кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы),

- целевое финансирование из бюджета и вышестоящих организаций.

- (Слайд) На заемные средства – долгосрочные и краткосрочные кредиты и ссуды банков, бюджетные ссуды и займы юридических и физических лиц.

(Слайд) Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

♦ реальные и финансовые инвестиции;

♦ образование денежных фондов специального назначения;

♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

♦ погашение кредитов и ссуд;

♦ благотворительные цели.

(Слайд) Принципы организации финансов предприятий

Принципами современной организации финансов предприятий могут являться:

1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов.

2. Финансового соотношения сроков – обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств.

3. (Слайд) Гибкости (маневрирования) – обеспечивает возможность маневра в случае невозможности достижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

4. Минимизации финансовых издержек – финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.

5. (Слайд) Рациональности – вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

6. Финансовой устойчивости – обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

(Слайд) Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. (Слайд) При этом необходимо учитывать:

♦ сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

♦ отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, и т. д.);

♦ виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

♦ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

(Слайд) Содержание и принципы финансового планирования

В рыночной экономике планирование на предприятии является внутрипроизводственным, т. е. не носит элементов директивности. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

(Слайд) Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.

(Слайд) Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

♦ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

♦ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

♦ (Слайд) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

♦ установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

♦ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

♦ контроль финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

(Слайд) Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели:

- воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.;

- устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- (Слайд) определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

- оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

(Слайд) Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы.

2. (Слайд) Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

3. (Слайд) Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

4. (Слайд) Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла.

5. (Слайд) Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).

6. (Слайд) Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

8. (Слайд) Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

(Слайд) Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются:

1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период.

2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые.

3. (Слайд) Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

(Слайд) Организация финансового планирования

Систематическое финансовое планирование на предприятии, как правило, ведется по трем направлениям:

♦ перспективное финансовое планирование;

♦ текущее финансовое планирование;

♦ оперативное финансовое планирование.

(Слайд) Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

(Слайд) Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

(Слайд) Исходя из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, данных бухгалтерского и налогового учета, отчетов других подразделений. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.

(Слайд) Второй этап – это разработка параметров по направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

(Слайд) В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

(Слайд) Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем выполнения финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

ЛЕКЦИЯ 18

(Слайд) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: