(Слайд) Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями. К ним относятся отношения: с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств.
(Слайд) Финансовые отношения внутри предприятия. Эти отношения включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. (Слайд) Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и т.д. Отношения с работниками и собственниками – это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
(Слайд) Финансовые отношения внутри объединений, предприятий. Финансовые отношения с вышестоящими организациями, включают отношения по поводу образования и использования фондов финансирования импортных операций, научных исследований и др. Финансово-промышленные группы создаются с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержи производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и общие денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, просто финансовая помощь. Тоже касается и отношений между предприятиями в условиях холдинга.
|
|
(Слайд) Финансовые отношения с финансово-кредитной системой. Это отношения с бюджетами различных уровней внебюджетными фондами по поводу перечисления налогов и платежей.
(Слайд) Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организаций безналичных расчетов, так и при получении и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов, лизинга, факторинга и др.
Отношения предприятий со страхованием реализуются в форме средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.
(Слайд) Финансовые ресурсы предприятий
(Слайд) Финансовые ресурсы предприятия – это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
(Слайд) Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт.
Реальное формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (возмещения, оплаты труда и прибыль).
|
|
(Слайд) По источникам формирования финансовые ресурсы делятся:
- На собственные средства – уставный капитал предприятия. Собственными источниками пополнения дополнительной потребности являются:
- нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет,
- средства инвесторов (новых и существующих), а также эмиссионный доход,
- кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы),
- целевое финансирование из бюджета и вышестоящих организаций.
- (Слайд) На заемные средства – долгосрочные и краткосрочные кредиты и ссуды банков, бюджетные ссуды и займы юридических и физических лиц.
(Слайд) Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:
♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
♦ реальные и финансовые инвестиции;
♦ образование денежных фондов специального назначения;
♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
♦ погашение кредитов и ссуд;
♦ благотворительные цели.
(Слайд) Принципы организации финансов предприятий
Принципами современной организации финансов предприятий могут являться:
1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов.
2. Финансового соотношения сроков – обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств.
3. (Слайд) Гибкости (маневрирования) – обеспечивает возможность маневра в случае невозможности достижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
4. Минимизации финансовых издержек – финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.
5. (Слайд) Рациональности – вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.
6. Финансовой устойчивости – обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.
(Слайд) Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. (Слайд) При этом необходимо учитывать:
♦ сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);
♦ отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, и т. д.);
♦ виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
♦ организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
(Слайд) Содержание и принципы финансового планирования
В рыночной экономике планирование на предприятии является внутрипроизводственным, т. е. не носит элементов директивности. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
(Слайд) Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.
(Слайд) Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:
♦ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
|
|
♦ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
♦ (Слайд) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
♦ установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
♦ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
♦ контроль финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
(Слайд) Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели:
- воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.;
- устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;
- (Слайд) определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;
- оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
(Слайд) Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности:
1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы.
2. (Слайд) Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
3. (Слайд) Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.
|
|
4. (Слайд) Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла.
5. (Слайд) Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).
6. (Слайд) Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.
7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
8. (Слайд) Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
(Слайд) Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются:
1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период.
2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые.
3. (Слайд) Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
(Слайд) Организация финансового планирования
Систематическое финансовое планирование на предприятии, как правило, ведется по трем направлениям:
♦ перспективное финансовое планирование;
♦ текущее финансовое планирование;
♦ оперативное финансовое планирование.
(Слайд) Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
(Слайд) Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.
(Слайд) Исходя из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, данных бухгалтерского и налогового учета, отчетов других подразделений. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.
(Слайд) Второй этап – это разработка параметров по направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.
(Слайд) В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.
(Слайд) Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем выполнения финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
ЛЕКЦИЯ 18
(Слайд) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ