Тема 9. Государственное регулирование экономики

Государство с необходимостью вмешивается в функционирование всех экономических систем. Оно определяет правовую основу национальной экономики е ее социальную среду. Оно перераспределяет доходы и ресурсы, контролирует уровень занятости и инфляции. Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, применяемых в целях стабильного развития национальной экономики.

Государство – субъект рыночных отношений наряду с другими субъектами: домашними хозяйствами, фирмами, внешним миром. Особенности этого субъекта – в том, что

1) Государство выступает как представитель, выразитель интересов общества.

2) Государство представляется совокупностью соответствующих организаций. Прежде всего - это взаимосвязанная иерархическая система органов управления экономическими и общественными процессами.

3) Прерогативой государства является установление и поддержание определенных институтов (законов, процедур, норм). Процедуры устанавливают порядок, последовательность, права и обязанности участников экономического процесса. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры (минимальную заработную плату, курс обмена валюты и др.). Установленные государством условия носят обязательный характер для всех экономических субъектов. Государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Они (требования) могут принимать форму:

a) ограничений или запретов;

b) предписаний или обязательных действий экономических агентов (например, обязательность регистрации для занятия предпринимательством или обязательность получения лицензии для определенного вида деятельности).

4) Государство является необычным рыночным субъектом, так как не руководствуется рыночными принципами деятельности (к нему далеко не всегда применимы принципы рационального поведения экономического субъекта, так как принципы максимизации прибыли или эквивалентности обмена далеко не всегда в деятельности государства являются определяющими). Целью чаще всего является согласование интересов различных социальных слоев, обеспечение экономического роста и т.п.

Основание вмешательства государства в экономику – так называемые «провалы рынка». К ним относятся проявления действия рыночного механизма, которые побуждают субъектов рынка принимать экономические решения неоптимальные или нежелательные для общества:

1. Тенденция к монополизации.

2. Асимметрия информации в экономической среде.

3. Неспособность производить общественные блага.

4. Неравенство в распределении доходов.

5. Невозможность устранения экстерналий и др.

Следует не забывать, что наряду с «провалами рынка» существуют «провалы государства» - проблемы, которые не в состоянии решить государство, возможность принятия государственными органами решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества.

Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на тех проблемах, которые не в состоянии решить рынок.

· Производство общественных благ.

· Регулирование естественных монополий. Контроль за ценами, качеством продукции.

· Разработка политики доходов. Устранение чрезмерного социального неравенства. Установление минимума заработной платы, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов и т.д.

· Регулирование экстерналий. Установление определенных норм. Охрана окружающей среды.

· Поддержание макроэкономической стабильности и сглаживание экономического цикла.

Функции государства в экономике можно разделить на два блока.

1. Административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите определенных норм и процедур, создающих благоприятные условия экономической деятельности. Государство призвано создавать стабильные и благоприятные условия для деятельности экономических субъектов. Следует особо подчеркнуть, что государство, хотя и является источником экономического законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам, то есть оно включено в правовую систему наряду с другими субъектами. Административно-правовые функции государства являются первичными по отношению к экономическим функциям. Экономические функции государства в основном опираются на его административно-правовые функции. Административно-правовые функции представлены:

a) в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление норм и процедур);

b) в контроле за соблюдением законов, применении санкций за их нарушение;

c) в принятии и выполнении принудительных административных решений по отношению к экономическим субъектам (разукрупнение монополий и т.п.).

2. Экономические функции:

a) воздействие на других экономических субъектов путем регулирования цен (в том числе труда – установление минимума заработной платы), валютного курса, денежной эмиссии и др.;

b) непосредственная хозяйственная деятельность – государственный сектор экономики;

c) перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и др.

Исходя из выше изложенного, можно разделить функции государства как экономического агента на следующие группы:

1. Аллокационная (распределение ресурсов для достижения заданных целей). Государство ограничивает производство товаров с негативными внешними эффектами или с помощью субсидий способствует производству благ, обладающих достоинствами с точки зрения общества. Аллокация ресурсов осуществляется:

a) прямо (с помощью государственных инвестиций);

b) косвенно (посредством налогов и субсидий).

2. Дистрибутивная (распределительная) – перемещение результатов экономической деятельности, доходов от одних индивидуумов к другим (например, выплата пособий нетрудоспособным за счет обложения налогом трудоспособных).

3. Стабилизационная. Поддержание макроэкономического равновесия.

Перечисленные функции взаимосвязаны. И аллокационная, и распределительная функции состоят в том, что государство меняет направленность финансовых потоков, порождаемых и регулируемых рынком. Аллокационная функция касается в большей степени потоков между отраслями и предприятиями. Распределительная касается потоков между отдельными лицами. Политика перераспределения сказывается на макроэкономической стабильности. Любые аллокационные действия имеют распределительный аспект. Например, государственная поддержка отрасли повышает доходы работников, которые в ней заняты, за счет занятых в других отраслях.

Основные экономические задачи государства в рамках главной цели – обеспечении стабильного развития экономики:

1. Обеспечение правовой и социальной среды эффективного функционирования экономики.

2. Поддержание макроэкономического равновесия.

3. Поддержание рыночной конкуренции.

4. Перераспределение доходов.

5. Перераспределение ресурсов.

6. Контроль уровня занятости и инфляции.

7. Стимулирование экономического роста.

8. Проведение эффективной внешнеэкономической политики и др.

Соответственно перечисленным задачам объектами государственного экономического регулирования являются:

1. Экономический цикл.

2. Структура национальной экономики (в том числе в отраслевом и региональном разрезах).

3. Занятость.

4. Денежное обращение.

5. Платежный баланс.

6. Состояние конкурентной среды.

7. Распределение доходов.

8. Социальная проблемы и т.д.

Государство располагает как прямыми, так и косвенными рычагами воздействия. К прямым средствам государственного воздействия относятся:

· Административные средства.

· Целевое финансирование.

· Государственные закупки.

· Государственное предпринимательство и др.

К средствам косвенного государственного регулирования относятся:

· Денежно-кредитная политика.

· Бюджетно-налоговая политика.

· Внешнеэкономическая политика.

· Социальная политика и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: