Регламентация управления

Лекция 5

Регламент —это совокупность норм и правил, определяющих поря­док деятельности организации и оформленных в виде административ­ных и организационных документов. Наличие таких документов, специ­фичных для конкретных организаций, обеспечивает стройность и слаженность системы управления, исключает анархию и бюрократиче­ский либерализм в отношениях среди персонала и с внешней средой. Регламент организации можно классифицировать по признакам принад­лежности к определенным элементам системы управления:

• регулирующие деятельность организации в целом как единого юри­дического лица (устав, философия организации, учредительский до­говор, правила внутреннего распорядка и др.);

• регулирующие работу персонала как совокупности взаимосвязан­ных групп работников (положения о подразделениях, модели рабо­чих мест, должностные инструкции, контракты и т.п.);

• регулирующие информационное обеспечение (делопроизводство, документооборот, классификаторы, базы данных и др.);

• регулирующие порядок работы с оргтехникой (размещение, паспор­та, инструкции по эксплуатации и т.д.),

• нормирующие процесс управления (матрица функций, графики про­цессов, технологические карты и пр.).

5.1. Философия организации

Философия организации устанавливает совокупность внутриоргани-зационных принципов и правил взаимоотношений персонала. Это свое­образная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе трудового воспитания всем персоналом организации. Та­кой своеобразный моральный кодекс поведения внутри организации га­рантирует успех и благополучие, сокращение конфликтных ситуаций, рост имиджа организации. Несомненно, что многие вопросы философии организации нашли отражение в ее программных и нормативных доку­ментах. Однако единый свод философских утверждений необходим и по­зволяет:

• строго регламентировать служебные отношения между сотрудника­ми, сотрудниками и покупателями, поставщиками и т.п.;

• ускорить адаптацию вновь принимаемых работников;

• стандартизировать взгляды на самоуправление, выборность руково­дства, единоначалие, роль трудового коллектива в управлении и т.д.;

• узаконить или регламентировать политику собственника в отноше­нии персонала и организации в целом;

• сохранить или упрочить конкурентоспособность организации неза­висимо от возможных изменений в ее руководстве.

При разработке философии организации необходимо основываться на действующих нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском ко­дексе, Трудовом Кодекс РФ, Декларации прав человека и т.д.), Уставе и коллективном договоре организации, особенностях национальной и ре­гиональной культуры, мировом и российском опыте лучших компаний. Философия организации должна учитывать: национальный состав со­трудников, региональную специфику (город, поселок, село и др.), тип производства, отрасль, количественный состав персонала, материальный и культурный уровень жизни, личные убеждения собственника и руко­водителя организации.

Каждая промышленно развитая страна мира имеет свои отличитель­ные особенности в формулировании философии бизнеса. В российских УСЛОВИЯХ лишь крупные предприятия, сохранившиеся или созданные на базе государственной собственности, имеют свою историю, приорите­ты работы с персоналом, традиции четкой дисциплины, социальные гарантии. Для большинства организаций малого и среднего бизнеса характерно полное отсутствие собственной философии, что способст­вует жесткому и не всегда гуманному отношению к персоналу со стороны собственника и максимальному ограничению демократизации управления.

Примерная философия организации, как правило, определяет:

• цели и задачи организации;

• декларацию прав сотрудника;

• что поощряется и запрещается;

• деловые и нравственные качества;

• условия труда и организацию рабочих мест;

• оценку и оплату труда;

• социальные блага и гарантии;

• возможности реализации увлечений, условия отдыха.

(ПРАКТИКА)

Примерная философия предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: