1. «Круглый стол». Члены группы поочередно (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.(Возможный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы значит передать ему слово.)
2. Обсуждение по кругу. Порядок работы группы такой же, как на «Круглом столе».Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
3. «Трехшаговое интервью. Группа разбивается на пары (в группе из трех человек двое интервьюируют третьего).Работа в парах: один школьник интервьюирует другого; второй школьник интервьюирует первого (меняются).Группа собирается вместе: все члены группы выступают поочередно.
4. «1 – 2 – все». Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.
5. «Номера. Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый школьник в группе получает номер (как вариант – этикетку определенного цвета). Учитель дает задание группам (например, все члены каждой группы должны знать столицы государств СНГ), предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено. Группы работают и по завершении работы подают установленный сигнал. Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель выслушивает ответы учеников. Номера, которые назначаются членам группы, можно заменить цветами спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цвета».
|
|
6. «Аквариум. Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек. Для работы в группе определяются три роли. Группа делится на три пары. Члены каждой пары берут на себя исполнение одной из ролей (дублеры). В каждой паре назначаются (выбираются)первый и второй исполнитель выбранной (назначенной)роли. Оборудуется место для работы исполнителей трех ролей (смена).Первая смена исполнителей (три человека)располагается у стола, вторая –садится сзади (каждый дублер садится за спиной своего напарника).Учитель устанавливает продолжительность работы смены (2 4 минуты)и дает сигнал к началу работы. Участники первой смены работают, второй –только наблюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено). По истечении установленного времени исполнители меняются местами (пересаживаются).Теперь второй исполнитель работает, а первый наблюдает. Дублеры начинают работу с того места, где ее прервал сигнал о смене участников работы. По сигналу учителя смена повторяется несколько раз. По схеме «Аквариум»возможна организация работы в группах по четыре человека. В этом случае учащиеся проводят обсуждение не по три человека, а парами.
|
|
7. Jigsaw. Эту организацию работы в классе предложил Элиот Андерсон, развил Роберт Славин, и сегодня она существует во множестве модификаций. Jigsaw обеспечивает высокий уровень взаимозависимости учащихся. Предполагается, что учитель располагает специально подготовленным учебным материалом для самостоятельной работы школьников. Порядок работы:
1)учитель формирует группы и знакомит школьников с организацией предстоящей работы. Изучаемый материал представляется в виде пакета текстов (с иллюстрациями и.п.)и разбивается на несколько разделов по количеству членов групп. Количество пакетов соответствует количеству групп в классе;
2)каждая группа получает свой пакет материалов, а каждый ее член получает один из разделов и самостоятельно знакомится (работает) с ним до конца урока;
3)на следующем уроке школьники, которые работали с одинаковыми разделами материала, объединяются в экспертные группы. Эти группы обсуждают проработанный участниками материал, пытаются предугадать, какие вопросы включит учитель в контрольную работу, и предлагают возможные ответы. Учитель может предложить членам группы для обсуждения специальные вопросы, помогающие глубже изучить имеющийся у них материал;
4)эксперты возвращаются в собственные группы и делают сообщение по своему аспекту изучаемого материала. Они добиваются, чтобы этот аспект усвоили все члены группы, и ориентируют членов группы на те вопросы, которые могут встретиться им в ходе выполнения контрольной работы;
5)учитель проводит итоговую контрольную работу, которую каждый школьник выполняет самостоятельно. По результатам выполнения работы определяется количество очков, которое получает каждая группа;
6)группы проводят итоговую процедуру рефлексии своей работы.
8. «Мозаика». Это универсальная структура взаимодействия, которая основана на идее разделения работы между исполнителями с последующей сборкой результатов. Ее можно с успехом использовать, например, для организации работы внутри группы. При этом:
–каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работает над ним самостоятельно, с участием других членов группы или других групп);
–подготовленный материал представляется партнерам, изучается и (или) используется совместно.
Экспертные группы можно как создавать, так и не создавать. Они могут организовываться по разным основаниям. Например, члены экспертных групп могут искать информацию по общей теме в различных источниках (учебник, энциклопедия, Интернет). Можно организовать несколько межгрупповых экспертных пар школьников и т.п. Еще один вариант «Мозаики» – каждая группа разрабатывает свой аспект общей темы, а работа по всей теме (сборка) ведется в рамках класса (фронтально). Количество вариантов этой структуры практически не ограничено. Jigsaw –один из методически проработанных вариантов реализации «Мозаики».