Основой выбора сегмента в качестве целевого рынка является его привлекательность, определяемая рядом требований. Среди них важнейшими представляются достаточная ёмкость сегмента, перспектива его дальнейшего развития и наличие конкурентных преимуществ.
Сегмент должен содержать различия по отношению к другим сегментам и в то же время быть однородным по реакции на маркетинговые усилия предприятия.
Требования к сегменту рынка. Наиболее распространёнными требованиями к выбору рыночного сегмента являются:
- ёмкость;
- доступность;
- устойчивость;
- прибыльность;
-совместимость;
- эффективность;
- защищённость.
Сегмент должен быть достаточно ёмким и измеримым чтобы иметь реальное представление о необходимых затратах предприятия на его освоение и возможностях получения прибыли. Каждое предприятие решает для себя какой по ёмкости сегмент является наиболее подходящим. Крупные нуждаются в более ёмких сегментах, чем средние и малые предприятия.
Доступность сегмента для предприятия означает возможность иметь каналы распределения, условия хранения и транспортировки, чтобы можно было обеспечить реализацию продукции, произведенной в соответствии с ёмкостью данного сегмента. Доступность сегмента означает также возможность продвижения товара с помощью охвата средствами рекламы и стимулирования потенциальных потребителей.
Важно установить, насколько ту или иную группу потребителей можно реально рассматривать как сегмент рынка, какова её устойчивость по отношению к выделенным признакам. Можно ли ориентировать на него производственные мощности или, напротив; переключиться на другой сегмент рынка.
Прибыльност ь сегмента оценивается на основе расчётов нормы прибыли, дохода на вложенный капитал, дивидендов на акцию, прироста общей массы прибыли предприятия и др. в зависимости от специфики деятельности предприятия.
Требования к совместимости сегмента с рынком основных конкурентов дает возможность определить, как конкуренты будут относиться к продвижению товаров данного предприятия, насколько это затронет их интересы. Если внимание конкурентов ожидается повышенным, то следует продумать вопрос о дополнительных расходах по продвижению товаров или выходе на сегмент, где конкуренция слабее.
Эффективност ь работы на выбранном сегменте определяется тем, насколько производственный, финансовый, трудовой и др. потенциал предприятия готов к работе на выбранном рыночном сегменте, достаточно ли ресурсов, квалификации, опыта и т.п.
Возможность выстоять в конкурентной борьбе отвечает требованиям защищённости сегмента рынка для предприятия. Важно определить, кто может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем, каковы его сильные и слабые стороны, имеет ли предприятие преимущества в конкурентной борьбе. Необходимо также решить на каких направлениях следует сосредоточить усилия, развить свои сильные стороны и устранить недостатки и т.д.
Окончательное решение о выборе того или иного сегмента принимается на основе всесторонней оценки того, насколько такое решение соответствует перечисленным выше требованиям.
"Заблуждение большинства" состоит в том, что выбор наибольшего по размерам и наиболее легкого сегмента рынка является не всегда наилучшим выбором. Как правило, конкуренты рассуждают аналогично и в результате различные предприятия "скапливаются" на одном и том же сегменте, что приводит к усилению конкуренции и падению продажи товаров каждого предприятия.
Основные критерии сегментирования рынка
1. Количественные параметры сегмента (емкость, число потребителей и т.д.)
2. Доступность сегмента для предприятия (каналы сбыта, условия хранения, транспортировки и т.д.)
3. Существенность сегмента (устойчивость сегмента по основным объединяющим признакам)
4. Прибыльность, рентабельность
5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов
6. Защищенность целевого сегмента от конкуренции (степень конкурентоспособности, потенциальные конкуренты, достоинства и недостатки конкурентов)
7. Возможность эффективной работы на выделенном сегменте рынка
Рис. 6.3. Критерии сегментации, раскрывающие количественные и качественные характеристики сегмента
Осуществление сегментирования, выбор целевых рынков и его целевых сегментов обусловлены стратегическими, а не текущими целями и задачами фирмы-товаро-
производителя. От того, насколько проводимое сегментирование соответствует
стратегическим устремлениям фирмы, зависит формирование устойчивых долго
срочных предпосылок для ее успешной долговременной деятельности на рынке.
Однако для этого необходимо, чтобы сам процесс сегментирования при условии
получения от него ожидаемых результатов проводился с учетом определенных
правил, к которым, в частности, относятся:
разработка развернутой стратегии самой сегментации, конечная задача которой
выбор целевого базового рынка и целевых сегментов этого рынка для последующей
практической работы на них на основе плана маркетинга;
четкая постановка целей и задач сегментации, обусловленных обще- стратегичес
кими установками фирмы и стратегией сегментации;
обязательное соблюдение критериев и принципов сегментации как условие ее ме
тодически обоснованного планирования и проведения;
поэтапное осуществление процесса сегментации (на рис. 7.9.) приведен один из
возможных вариантов поэтапной работы, исходя из необходимости соблюдения
принципов «от простого к более сложному», «от частного к общему», «от причины
к следствию». (См.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — М., 1996.)
Частью работы по исследованию рынка любого конкретного товара (к приме
ру, на национальном уровне) является проведение профильного анализа спроса: кто
предъявляет спрос на товар, как территориально распределяется спрос, на кого прихо-
дится основная часть спроса, какая часть потребителей наиболее быстро наращивает
спрос, какая доля потребителей наиболее лояльна по отношению к конкретной марке
товара и почему. Кроме того, надо выяснить степень удовлетворения потребностей в
товаре, фазы ЖЦТ, на которых эти потребности были удовлетворены, степень удовлетво
рения потребностей по категориям потребителей.
Определение характеристик и требований относительно типа товаров или услуг,
предлагаемых фирмой
Анализ сходства и различий потребителей
Разработка профилей групп потребителей
Выбор потребительского сегмента
Определение места фирмы на рынке относительно конкурентов
Подготовка плана маркетинга
Рис. 6.4. Основные этапы планирования стратегии сегментации
Хотя этим далеко не исчерпываются вопросы, связанные с исследованием рынка и
его возможностей на макроуровне (в пределах всего рынка), тем не менее получение
разносторонней и достаточно полной информации о спросе и его носителях позволяет
определить целевой (базовый) рынок, на который должна ориентироваться фирма-това
ропроизводитель. Обычно такой товарный рынок включает пятую часть покупателей
(потребителей), на которых приходится до 80% спроса на товар.
Социально-экономические:
-доход;
-образование;
-профессия и др.
Географические: Психологические:
-регион; -стиль жизни;
-город; Целевой - склонность к инновациям;
-сельская местность; -групповая мотивация.
-климат и др.
рынок
Демографические: Поведенческие:
-пол; -доверие к фирме;
-возраст; -уровень престижа;
-состав семьи и др. –приверженность товару;
-интенсивность потребления и др.
Ситуационные:
-выгоды;
-льготы;
-удобства и др.
Рис. 6.5. Критерии сегментации рынка по потребителям
Именно в рамках целевого (базового) рынка приводится основная часть работы по сег-
ментированию. Он не обязательно должен представлять собой единый территориальный
массив на территории страны — базовый рынок разделяется на определенное число
сегментов в соответствии с критериями сегментации рынка.
Сегментация рынка предусматривает выявление товарных ниш, т.е. более узких,
чем сегмент, рыночных образований, обычно небольших на первоначальном этапе
их развития. Привлекательностью ниш является, во-первых, отсутствие или незначитель-
ность в них конкуренции, во-вторых, возможная перспективность, если реализуемый в
этой нише товар будет обладать большим рыночным потенциалом (например, стекло
пластик, инфракрасные обогреватели и др.).
Привлекательность рынка
Показатели целевого сегмента: Показатели отрасли:
-потенциал рынка -технологический уровень
-доступность рынка -место на рынке
-стабильность рынка -динамика деловой активности
-перспективность рынка -отраслевая норма прибыли
-прибыльность операций -социальная роль
-влияние на окружающую среду
Рис. 6.6. Содержание показателя «привлекательность рынка»
Как уже отмечалось, выбор сегментов (их числа, емкости, специфики спроса на
них и др.) неразрывно связан со стратегией охвата рынка и стратегических приоритетов.
Это, в свою очередь, предопределяет характер товарной политики.
Недифференцированный маркетинг не учитывает различий между сегментами
рынка, рассматривая его как единое целое. Стратегия исходит из общего в потребнос-
тях покупателей; ее достоинства — экономия на производственных затратах, расходах
на сбыт и рекламу, Недостаток — неполный охват потенциальных потребителей.
Выбор стратегии охвата рынка предопределяется числом выделенных потенциально рентабельных сегментов и ресурсами предприятия. При ограниченности его возможностей предпочтительным вариантом является концентрированная стратегия.
При проведении сегментации следует по возможности избегать с одной стороны,
«гиперсегментации», ведущей к разработке продуктов по индивидуальным заказам,
предложению их многочисленных вариантов, выполнению многих дополнительных
второстепенных функций обслуживания за дополнительную плату, а с другой стороны,
«контр-сегментации», ориентированной на представление потребителям базисных
товаров без дополнительных вариантов и продаваемых по низким ценам, учитывая
слабую адаптированность таких товаров к специфическим требованиям. Для потреби
телей здесь важно соотношение «цена/ удовлетворение», и «контрсегментация» — это
не что иное, как сегментация, основанная на критерии указанного соотношения.
Предприятие стремится к признанию и не пытается диверсифицироваться. Только важно, чтобы оно лучше приспосабливало маркетинговую программу к своему сегменту, чем конкуренты. При этом сильные стороны конкурентов нужно обходить, а слабые — использовать. В то же время сегментация рынка может позволить предприятию максимизировать прибыль на единицу продукции, а не совокупные доходы, поскольку происходит ориентация на одну группу потребителей с известными покупательскими возможностями.
Различают следующие типы сегментации:
макросегментация — делит рынки по регионам и странам;
микросегментация — определяет группы потребителей в рамках одной страны по более детальным критериям;
сегментация вглубь, когда маркетолог начинает сегментацию с широкой группы потребителей, а затем углубляет ее, сужает;
сегментация вширь, когда маркетолог начинает сегментацию с узкой группы потребителей, а затем расширяет ее.(39, с.32)
Как известно, рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам потребностям ресурсам географическому положению, покупательским отношениям привычкам. Любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка поскольку какого-то стандартного метода сегментирования рынка не существует. Предприятию необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрению структуры рынка. Таким путём в практике сложились определенные подходы к сегментированию рынка. В частности, для классификации потребителей товаров широкого потребления используются следующие параметры: географические, демографические, экономические доходы, социально-культурные, психографические. Критериями сегментирования рынков товаров производственного назначения являются: производственно-экономические, организационные и личностные характеристики руководителя фирмы-потребителя. Кроме того, анализ потребностей предполагает изучение мотивов спроса, объясняющих выбор одного товара среди множества предлагаемых, а не другого.
Однако следует заметить, что предприятиями сегментирование рынка проводится не всегда. Чаще всего проводится когда объемы производства большие и потому необходимо обосновывать выпуск различных марок изделия. Основные переменные, которыми шире всего пользуются на практике при сегментировании потребительских рынков, — географические, демографические, психографические и поведенческие.
Иногда сегментирование рынка осуществляется по параметрам выпускаемых изделий и по основным конкурентам предприятия.
По географическим параметрам рынок при сегментировании определяется на регионы, республики, города (с населением менее 5 тыс. чел., 5-20 тыс., 20-50 тыс., 50-100 тыс., 100-250 тыс., 250-500 тыс., 0,5-1 млн., 1-4 млн., свыше 4 млн. человек), по плотности населения (города, пригороды, сельская местность) по климату. К психографическим принципам относятся социальный слой. Стиль жизни и тип личности. Поведенческими принципами сегментирования рынка являются повод для совершения покупки, искомые выгоды от покупки, статус пользователя не пользующийся товаром, интенсивность потребления товара, степень приверженности к товару, степень готовности покупателя к восприятию товара и отношение к товару.
К демографическим переменным относятся возраст (моложе 6 лет, 6-11 лет, 12-19, 20-34 года, 35-49, 50-64, старше 65 лет), пол мужчины, женщины), размер семьи (1-2 чел., 3-4 чел., 5 человек и более), этап жизненного цикла семьи (молодые одиночки, молодая семья без детей, молодая семья с младшим ребенком в возрасте до 6 лет, молодая семья с младшим ребенком в возрасте 6 лет и старше, пожилые супруги с детьми, пожилые супруги без детей моложе 18 лет, одинокие, прочие), уровень доходов, жилищные условия, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность.
При сегментировании по географическому признаку предприятие может использовать одну или несколько географических особенностей региона. Характеристики регионов включают в себя расположение района, численность и плотность населения. Так расположение района может отражать различия в доходе, культуре, социальных ценностях и других потребительских факторах); численность и плотность населения показывают, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой компании и т.д. Регионы также могут различаться по уровню конкуренции в отношении сбыта конкретного товара или услуги. Динамика развития региона может характеризоваться стабильностью, падением или ростом; юридические ограничения налоговая система и в зависимости от области и города могут изменяться; уровень инфляции.
С учетом этих различий предприятие может принять решение действовать в одном или нескольких географических районах или во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях. Некоторые предприятия дополнительно разбивают крупные города на более мелкие территории. Применение географической сегментации особенно необходимо, когда на рынке существуют климатические различия между регионами или различия в системе культурных ценностей населения. Особое значение она имеет в организации рекламы. На внутреннем рынке признаками выделения сегмента обычно выступают область или размер города, плотность населения или административное устройство.
Демографические признаки - самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Они более всего связаны с потребностями и предпочтениями, а также с интенсивностью потребления, и легче всего поддаются замерам. Сегментирование по полу уже давно проводится применительно к одежде, принадлежностям по уходу за волосами, косметике и журналам, некоторым маркам сигарет. Сегментирование по национальности особенно необходимо на рынках пищевых товаров и одежды. Уровень образования может использоваться для выделения рыночных сегментов. Профессия потребителей может влиять на покупки. Основу для сегментации могут составлять семейное положение, этапы признанного цикла и размер семьи, принадлежность к социальным группам.
Старинным является приём деления по доходам рынка автомобилей, катеров, одежды, косметики, путешествий. Демографические параметры сегментации приобретают наибольшую ценность лишь в комбинации друг с другом, поэтому на практике большинство фирм проводят сегментирование рынка на основе сочетания двух или более демографических переменных.
Многие фирмы проектируют свои товары и услуги в расчете на представителей конкретного общественного класса или людей с определенным образом жизни, или придают своим товарам личностные характеристики (например, спиртные напитки, сигареты, загородные дома и городские квартиры и др.). Поэтому сегментирование по психографическому принципу является наиболее выразительным методом дифференциации рынка.
Разновидностью этого метода следует считать предложение санкт-петербургских экономистов осуществлять выбор рыночного сегмента с использованием геометрической пространственной модели. В связи с этим, по их мнению, сегментация рынка должна начинаться с выбора рыночной структуры, приемлемой для потребителя, и с расчета величины спроса на будущий товар. Задачами этого исследования являются: изучение конкурентоспособности товаров, которым потребители отдают предпочтение; выявление желаний потребителей и определение степени их удовлетворения; определение стратегии производства нового или модифицированного товара с целью максимального увеличения объема его продаж.
При разработке товарных пространств используются различные методы, выбор методов основывается на анализе свойств товарного пространства: метрическое свойство, устанавливающее связь между товарами в данном пространстве, для оценки сходства между ними; идентификация, т.е. сопоставление направления использования товара его атрибутам; уникальность товара. Основным фактором, влияющим на выбор метода, является вид анализируемой информации: данные о сходстве и различии товара, данные о предпочтении потребителя, атрибутивная информация.(68, с. 152-153)
Основные сложности сегментирования рынка по психографическому принципу и определения целевой аудитории в отечественных условиях, прежде всего, состоят в отсутствии информации о семейном потреблении и покупательских предпочтениях отдельных марок, в отсутствии достоверной социальной модели того общества, в котором мы живем. После того, как рухнула сталинская модель классов: "рабочий класс — колхозное крестьянство — прослойка - интеллигенция", отечественной социологической мыслью так и не было выработано иной приемлемой модели социальной структуры общества. Новые социальные группы нашего общества еще не сформировались.
Другая серьезная проблема — в колоссальной степени имущественного расслоения нашего общества ("коэффициент Джинни" — разница в доходах самых богатых и самых бедных сегодня в России превысила 14). Это выдвигает в качестве основного (а очень часто и единственного фактора сегментирования покупателей) — уровень их дохода. Именно эту информацию и бывает сложней всего (или просто невозможно) получить. Такой традиционный для Запада источник сегментирования по уровню доходов, как годовая налоговая декларация, не действует. На прямой вопрос об уровне доходов респонденты (и в первую очередь из обеспеченных групп), как правило, предпочитают не давать ответа.(30, №24).
В связи с этим в российской практике часто применяется метод самоотнесения потребителей по уровню доходов, т.е. в ходе опроса респонденту предлагается самому отнести себя к мало-, средне- и высокообеспеченной категории, а затем уже выясняются границы конкретного среднедушевого месячного дохода для этих трех категорий в представлении респондентов. Опросы показывают, что наше население, как правило, склонно значительно занижать уровень "высокообеспеченности". Так, в конце 1994г. самоотнесение к высокодоходной группе начиналось с суммы, всего в 2 раза превышающей официальную величину прожиточного минимума, определяемую правительством. В России множество дорогих товаров сегодня может позиционироваться лишь в расчете на группу элитарного потребления. Поскольку доход ниже прожиточного минимума к началу 1995 г. имели более 47 млн. человек (более трети россиян) (27, №26). Кстати, именно сюда сегодня попали те социальные группы, которые традиционно причисляются на Западе к среднему классу, — инженерно-техническая интеллигенция, работники науки, культуры, образования.
Многие фирмы наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка считают поведенческие переменные? При этом главным критерием сегментирования является поведение покупателя на рынке: периодичность покупок, их объемы, вид покупаемого товара (в упаковке или нет) или мотивов покупки (качество товара, система обслуживания, цена и т.д.). Сегментирования по поведенческому принципу нередко целесообразно дополнять дифференциацией рынка по степени и опыту использования товара потребителями, приверженности потребителя к торговой марке, по весомости потребителей: разделение рынка на потребителей, осуществляющих крупные торговые сделки, мелкие и единичные покупки.
Предприятию также обязательно следует изучить характеристики безоговорочных приверженцев собственного марочного товара и также покупателей, отказывающихся от его марки в пользу других. При этом необходимо иметь ввиду то, что характер покупательского поведения, объясняющийся, казалось бы, приверженностью к марке, на самом деле может являться проявлением привычки или безразличия, ответом на низкую цену или отсутствие в продаже товаров других марок. Численное соотношение потребителей различных групп по степени готовности к восприятию товара (к совершению его покупки обязательно должно отражаться в характере разрабатываемой маркетинговой программы; поскольку очень часто те, кто более всего нуждается в данном продукте, составляя относительно небольшую по численности группу потребителей, приобретают подавляющую часть продукции, поступающей на рынок.
Сегментирование по параметрам продукции предполагает классификацию основных функций, которые может выполнять изделие. В то же время выделение сегментов рынка по отдельным параметрам изделий - это своеобразный учет запросов и предпочтений потребителей, а значит, группировка косвенным образом потребителей по характеру их поведения и мотивации на рынке. Поэтому оно имеет особое значение при выпуске и сбыте новых изделий и часто используется в рамках интегрированного маркетинга. Суть этого принципа сегментирования заключается в определении, во-первых, для каких групп пользователей предназначено данное изделие, а также в каких отраслях и для каких целей оно может использоваться и, во-вторых, какие функциональные и технические параметры продукции имеют ключевое значение для повышения ее конкурентоспособности, над какими еще предстоит поработать, чтобы они в наибольшей степени удовлетворяли запросы конкретных потребителей.
В рамках многих возникающих здесь проблем важную помощь оказывает метод составления функциональных карт, проведение своего рода двойного сегментирования (по изделию и по потребителям). Такие карты могут быть однофакторными (когда двойное сегментирование рынка проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и много факторными (при анализе того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке). Многофакторная модель сегментирования рынка по продукту разрабатывается по форме, представленной в табл. 6.4.
Однофакторные модели чаще всего применяются для предприятий, выпускающих несколько моделей одного вида изделия. Хотя эти модели обычно различаются по нескольким параметрам, в рамках однофакторной модели анализ ведется лишь по наиболее важному из них для предприятия.
Суть модели заключается в том, что на основе выделения сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями фактора (функциональных и технических параметров изделий), выбранного для анализа, определяется, во-первых, какие из параметров более всего подходят для выделения групп потребителей, и, во-вторых, потенциальная емкость рынка сбыта для этого изделия. Среди факторов, подвергающихся анализу, обычно фигурируют цена, каналы сбыта, технические характеристики и др., наиболее значимые для нового изделия. Исходные параметры и результаты анализа представляются в виде матрицы, по строкам которой откладываются значения фактора, а по столбцам — сегменты рынка.
Сегментация рынка предусматривает выявление товарных ниш, т.е. более узких,
чем сегмент, рыночных образований, обычно небольших на первоначальном этапе
их развития. Привлекательностью ниш является, во-первых, отсутствие или незначитель-
ность в них конкуренции, во-вторых, возможная перспективность, если реализуемый в
этой нише товар будет обладать большим рыночным потенциалом (например, стекло
пластик, инфракрасные обогреватели и др.).
Таблица 6.4. Показатели ранжирования выбранных факторов по каждому сегменту рынка и по каждой модели изделия. (Сначала устанавливаются по каждой модели)
Многофакторная модель сегментирования рынка по продукту | ||
Факторы выделения сегментов рынка (технические и функциональные параметры изделия или виды запросов потребителей) | Сегменты рынка по основным группам потребителей | Исследуемые модели изделия |
При сегментировании рынка по основным конкурентам необходимо выяснить почему покупают не продукцию предприятия, а изделия конкурентов; на какие особенности продукции потребители обращают внимание в первую очередь; какие тенденции сложились на рынке по таким факторам конкурентоспособности, как ассортимент выпускаемой продукции, цены на нее, формы продвижения товаров на рынке и формы сбыта, направление НИОКР, виды послепродажного обслуживания клиентов, методы подготовки торгового персонала. Также следует выяснить, кто является главными конкурентами предприятия на рынке и начать собирать о них информацию, которую можно будет использовать в такого рода анализе. Сегментирование рынка по конкурентам позволяет предприятию быстрее перейти от стадии внедрения на рынок к рыночной экспансии, повысить эффективность продвижения своих изделий на рынке. Оно производится на основе информации, представленной в табл. 1 и 5.
По совпадению у определенных групп потребителей нескольких значений основных факторов сегментирования можно сделать вывод о наличии определенного сегмента рынка. При этом обычно исходные данные по сегментированию рынка представляются в виде матрицы. С другой стороны искусство маркетинга в том и заключается, чтобы для предприятия подобрать те комбинации переменных, которые позволяют точно выявить, какой сегмент рынка в наибольшей мере отвечает специфике хозяйственной деятельности предприятия. Далее необходимо проверить, насколько соответствует этому сегменту выпускаемая продукция.
Сегментирование рынка по продуктам, потребителям и конкурентам взаимодополняет друг друга, и поэтому все полученные результаты должны рассматриваться и оцениваться в комплексе. Только в этом случае предприятие сумеет правильно выбрать именно тот сегмент рынка, где оно сможет наилучшим образом использовать свои сравнительные преимущества.
В качестве основы для сегментирования рынков товаров промышленного назначения можно использовать большую часть тех же переменных, которые используются при сегментировании потребительских рынков. Однако чаще всего сегментирование рынков товаров промышленного назначения проводят по разновидностям конечных потребителей товара. И в этом плане может быть полезным сегментирование рынка по отраслевому признаку потенциальных потребителей. Еще однойпеременной, которую можно использовать для сегментирования рынка этих товаров, является весомость заказчика, поскольку многие фирмы учреждают у себя раздельные системы по обслуживанию крупных и мелких клиентов. Весомость заказчика может определяться его размерами, измеряемыми численностью промышленно-производственного персонала предприятия-потребителя, стоимостью его основных производственных фондов, объемом потребляемых энергетических ресурсов или материалов, объемом выпускаемой продукции и т.п.
Критериями сегментации рынков товаров промышленного назначения также могут быть: производственно-экономические — состав отраслей и предприятий применяющих данные товары, используемые предприятиями-потребителями, оценка и прогноз конъюнктуры региона или страны, места расположения предприятий-потребителей; специфика организации закупки (скорость или сроки поставки, условия оплаты, формы взаимоотношений); личностные характеристики лиц, от которых зависит выдача заказа на покупку.
Сегментировани е рынка должно осуществляться на базе следующих основных правил:
-все покупатели сегмента должны иметь достаточно высокую степень схожести своих потребностей, чтобы можно было разработать соответствующий план маркетинга для всего сегмента, и заметно отличаться от покупателей других сегментов;
-критерии, должны быть понятны для работников сбыта;
-сегменты должны быть досягаемы для предприятия;
-у предприятия должна быть возможность измерить характеристики и требования потребителей для того, чтобы образовать их группы;
-сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия расходов.
Уровень сегментирования рынка оказывает решающее влияние на характер поведения маркетинговых переменных, о чем свидетельствуют данные табл.10.
Планирование сегментации включает в себя четыре этапа: 1) определение характеристик и требований потребителей в отношении типа товаров, которые предлагает предприятие, 2) анализ сходства и различий потребителей, 3) разработка профилей групп потребителей, 4) выбор потребительского сегмента или сегментов. После сегментирования рынка предприятие должно решить на какие сегменты рынка выходить с продукцией и как определить самые выгодные сегменты рынка.
Этот процесс состоит из трех этапов: выбор целевых сегментов рынка; прогнозирование сбыта продукции; позиционирование товара на рынке. Практика бизнеса свидетельствует, что из существующих потенциальных рыночных сегментов, предприятие должно выбрать тот, который создает наибольшие возможности, учитывая при этом два фактора. Во-первых, наибольший сегмент — это не обязательно наибольшие возможности - вполне вероятны сильная конкуренция или высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов. Предприятие, избирающее данный сегмент, может пожалеть об этом из-за обманчивости величины, проявляющейся в том, что предприятия, ориентирующиеся на наибольший сегмент рынка, терпят поражение в результате ожесточенной конкуренции. Во-вторых, потенциально выгодным сегментом может быть тот, который игнорируют другие предприятия.
При выборе сегмента сначала необходимо составить профиль всех целевых сегментов рынка, описав их на основе различных присущих им признаков, чтобы оценить привлекательность каждого из них в качестве маркетинговой возможности для предприятия. Для этого необходимо собрать информацию о всех сегментах рынка, об объемах продаж в денежном выражении, ожидаемых темпах роста сбыта, прогнозируемых размерах прибыли, интенсивности конкуренции, требованиях к каналам маркетинга и т.п. Для перспективной оценки отдельных сегментов рынка необходимо рассматривать их динамику и прогноз развития. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, перспективами роста объема реализации продукции, высокой нормой прибыли, слабой конкуренцией и несложными требованиями к каналам сбыта.
Поэтому при отборе оптимальных сегментов рынка рекомендуется отдавать предпочтение наиболее крупным сегментам, сегментам с четко очерченными границами и не пересекающимися с другими сегментами рынка, сегментам с новым, потенциальным спросом и т.п. При сегментации особое внимание также следует уделять выявлению сегментов, спрос которых не удовлетворяется, т.к. внедриться на уже заполненный рынок гораздо труднее, чем освоить новый для модифицированной продукции. Кроме того, предприятию, очевидно, следует выбирать такой сегмент, для успешной работы в котором у него есть необходимые деловые предпосылки, опыт работы с данной группой потребителей, научный задел и т.п.
В общем случае выбор сегмента рынка может осуществляться на основе следующих критериев:
1) Количественные параметры сегмента — емкость сегмента (сколько изделий и какой общей стоимости может быть продано), возможности дальнейшего ее увеличения, какое число потенциальных конкурентов имеется, на какой площади они проживают и т.п. На основе этого определяются размеры производственной мощности и сбытовой сети. Если сегмент не может обеспечить требуемый объем продаж, то от него следует отказаться;
2) Качественные параметры сегмента: возможность обеспечить стабильность продаж товара; какую тенденцию (повышенную, стабильную или пониженную) имеет спрос; доброжелательность покупателей – главное правило бизнеса - не входить в рынок с падающим спросом;
3) Доступность сегмента для предприятия, т.е. возможность предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки продукции потребителям. Предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным количеством каналов сбыта своей продукции, какова мощность этих каналов, способны ли они обеспечить реализацию всей продукции предприятия, достаточно ли надежна система доставки изделий потребителям (дороги, подъездные пути, пункты переработки грузов и т.п.). Если у предприятия нет своей распределительной сети, то следует выяснить, на каких условиях возможно использование сети других компаний.
Ответы на эти вопросы дают предприятию информацию, необходимую для принятия решения о том, есть ли у него возможность начать продвижение своей продукции на выбранном сегменте рынка или еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети, налаживанию отношений с торговыми посредниками или о строительстве собственных складов и магазинов;
4) Существенность сегмента, т.е. определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам;
5 ) Прибыльность, т.е. может ли быть обеспечена прибыль на этом рынке; Отсутствие прибыльности делает рынок неприемлемым;
6) Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. Т.е. предприятие должно получить ответ на вопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, насколько продвижение изделий предприятия затрагивает их интересы;
7) Наличие у предприятия товара, привлекательного для покупателей данного сегмента рынка. Отсутствие такового означает, что нужно рассмотреть возможность покупки лицензии на товар. В противном случае предприятию следует отказаться от данного сегмента рынка;
8) Наличие у предприятия необходимого капитал а. Без достаточного финансирования работа на рынке, тем более иностранном, невозможна;
9) Эффективность работы на выбранный сегмент рынка — проверка наличия у предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка и возможности приспособиться к специфическим требованиям покупателей сегмента, т.е. насколько инженерный, производственный и сбытовой персонал готовы эффективно продвигать изделия на этом сегменте, насколько они подготовлены для конкурентной борьбы. Предприятие должно решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на выбранном сегменте, определить, чего здесь не хватает для эффективной работы. Отрицательный ответ требует отказа от сегмента рынка;
10) Защищенность выбранного сегмента от конкуренции — оценка предприятием своих возможностей выстоять в конкурентной борьбе на выбранном сегменте. Важно определить, кто может стать конкурентом в сегменте рынка в будущем, его сильные и слабые стороны, собственные преимущества в конкурентной борьбе, на каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить свои сильные стороны и устранить недостатки.
11) Выбранный сегмент рынка должен в чем-то не полностью удовлетворять потребителей (этот недостаток и должно компенсировать предприятие). И. Аренков для отбора рыночного сегмента для предприятий, оказывающих услуги, предлагает использовать матрицу "клиент-услуга":
Услуги | Группы потребителей | Итого | |||
1(а) | 2(в) | т(z) | |||
1. 2. | Y11/К11 Y21/К21 | Y12/К12 Y22/К22 | Y1т/К1т Y2т/К2т | Y1/К1 Y2/К2 | |
........... | ........... | .......... | ..... | ||
п. | Yn1/Кп1 | Yn2/Кп2 | Yпт/Кпт | Yп/Кп | |
Итого Y1п/К1п | Y2п/К2п | Yт/Кт | Сy/Ск |
где: Y12 — количество услуг 1-го вида, приобретаемых клиентами 2-й потребительской группы за определенный период;
К12 — количество клиентов 2-й потребительской группы, пользующихся услугами 1 -го вида;
Yп1 — количество услуг всех видов, приобретаемых клиентами 1-й потребительской группы за определенный период;
Кп1— показатель, характеризующий полноту удовлетворения клиентов 1-й потребительской группы предоставляемым набором услуг;
Y1 — количество услуг 1-го вида, приобретаемых клиентами всех потребительских групп за определенный период;
К1 — количество клиентов всех потребительских групп, пользующихся услугами 1-го вида;
Су — общее количество приобретаемых услуг за определенный период;
Ск — показатель, характеризующий полноту удовлетворения клиентов всех потребительских групп предоставляемым набором услуг;
а — количество клиентов в 1-й потребительской группе.
Значение К1 находится в интервале: а < К1 < па. Чем ближе К1 к па, тем полнее удовлетворяются запросы потребителей 1-й группы. К1 не может быть меньше а, поскольку предполагается, что каждый представитель потребительской группы пользуется хотя бы одной услугой.
То же самое можно сказать о значении Ск, лежащем в границах:
(а + в + с +... +г) < Ск < п(а + в + с +... +г).
Анализ этих коэффициентов позволяет получить сравнительную характеристику отдельных сегментов рынка и выявить наиболее привлекательные из них. Наибольшей привлекательностью обладают те сегменты, которые имеют довольно большой объем сбыта услуг и высокие темпы его роста, достаточную норму прибыли, незначительную конкуренцию, слабую чувствительность к ценам и невысокие требования к системе доставки.(38, с.154-155)
Для принятия решения относительно того, на каком сегменте и с кем может конкурировать предприятие, необходимо составить функциональную карту следующего содержания — см. рис. 7.
При поиске оптимального сегмента рынка можно также пользоваться двумя эмпирическими методами:
концентрированным, или "методом муравья", при котором сначала осваивается один сегмент, за ним другой и т.д. последовательно. Метод не столь быстрый, однако не требует значительных затрат средств;
дисперсным, или "методом стрекозы". Он предполагает выход предприятия сразу на максимально возможное количество сегментов рынка с тем, чтобы впоследствии постепенно осуществлять отбор наиболее выгодных, "плодоносных" рыночных сегментов.(53, с. 267)
При этом следует иметь в виду, что при очень большом числе сегментов приспособление к требованиям каждого может оказаться слишком дорогим делом. Поэтому относительно товаров индивидуального пользования всегда следует устанавливать достаточно крупные сегменты. Нет смысла рассматривать сегменты, относительно которых нет достоверной информации, а также такие, которые невозможно четко ограничить по тем или иным показателям.
Маркетологи советуют также отыскивать однородные сегменты на разных рынках, близкие по своей реакции на маркетинговую деятельность продавца, что позволяет экономить на проведении маркетинговых мероприятий и облегчает производственно-сбытовую деятельность предприятия.
Анализ конкурентов
При изучении конкурентов предприятия на рынке, прежде всего необходимо установить главных конкурентов, а затем выявить их сильные и слабые стороны. Особенно это важно при выходе предприятия на рынок с новым товаром или его попытке внедриться на новый рынок. Следующий шаг — анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов по таким параметрам, как скорость обновления ассортимента, уровень квалификации персонала, динамика производства, реакция потребителей на продукцию. Для этого необходимо познакомиться с продукцией, финансовым положением, целями на рынке, особенностями производственной деятельности управления конкурентов, соотношением цен на их продукцию с ценами на свою, стратегией в области рекламы, системой продвижения товаров, в какие сферы хозяйственной деятельности они планируют внедриться в будущем, видами предоставляемых дополнительных услуг или привилегий потребителям/постоянным клиентам и т.п.
Следует также оценить маркетинговые стратегии конкурентов. В частности, предприятие должно установить маркетинговые планы и целевые рынки конкурентов; образы конкурентов; отличительные преимущества конкурентов; степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества, предоставляемыми конкурентами. Вместе с тем следует рассмотреть возможности для сотрудничества с нынешними и потенциальными конкурентами и производственно-технической кооперации с ними.В общем случае базовые стратегии и преимущества конкурентов представлены на рис.
Стратегии конкуренции
Снижение Дифференциация Сегментирование Внедрение Своевременное
себестоимости продуктов рынка новшеств реагирование
на требования
рынка
Низкая Уникальность Комплексное Работа в Опережение
себестоимость продуктов и обслуживание новой рыночной конкурентов
и цена качество, сегмента рынка нише без во времени
продукта дизайн конкурентов
Ключевые конкурентные преимущества
Рис. 6.7. Базовые стратегии конкуренции и конкурентных преимуществ
Стратегическое преимущество
(прибыльность выше
среднеотраслевой)
Г
А Б В Время
Определение стратегии Продолжение прежней Активизация действия
Рис. 6.8. Динамика стратегических преимуществ конкурентов
График (рис. 6.8) характеризует значение понятия стратегических (конкурентных) преимуществ. А — период, в течение которого происходит формирование стратегического преимущества фирмы; Б — период, в пределах которого конкуренты действуют, используя прежнюю стратегию, — продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли; период В наступает, когда конкуренты начинают разрушать конкурентные преимущества данной фирмы. Отрезок Г на вертикальной оси показывает величину этих преимуществ, которая может быть выражена, например, в процентах.
При определении конкурентных преимуществ важно исходить из структуры нужд потребителей; необходимо проверить, действительно ли предполагаемые преимущества являются таковыми с позиций потребителей.* См.: Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М., 1996.
Выявление фирм-конкурентов возможно при помощи других методов. Так, метод Паретто, его следует производить путём сравнительного анализа ряда показателей, характеризующих: сбытовую сеть предприятия (долю занимаемого рынка); финансовую мощь (балансовую прибыль); уровень рентабельности; управленческую систему (долю затрат на содержание управленческого персонала в общей сумме расходов); уровень развития технологии (долю основных фондов, введенных в эксплуатацию за последние 5 лет); уровень цен на выпускаемую продукцию; степень монополии на сырье.
Схема выявления конкурентов М. Портера для этого использует всего 4 вида информации: цели на будущее, текущие стратегии, представления о самом себе и об отрасли, возможности (сильные и слабые стороны) конкурента.
Выявление конкурентов возможно также на основе использования более широкой системы показателей, характеризующих их состояние. В табл. 6.5 приведены эти показатели, по которым можно проанализировать состояние конкурентов предприятия.(54, с.88-91) При этом в таблице они могут отражаться как в виде цифровой информации, так и развернутых примечаний. В процессе анализа важно дать обоснование, почему переменной присвоена данная оценка. Только в этом случае итог табл. 6.5 покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Необходимо также просуммировать оценки по основным факторам и сопоставить эти данные с общим итогом, что позволит выяснить за счет каких факторов следует повышать конкурентоспособность своего предприятия.
Конкурентные отношения в целом
Существующие Косвенные Ожидаемая конкуренция
непосредственные конкурентные в связи с новым продуктом
конкурентные отношения
При одинаковых продуктах С одинаковыми С одинаковыми продуктами и
путях и методах сбыта продуктами каналами и методами сбыта
При одинаковых продуктах С участием С одинаковыми продуктами
но разных путях и методах продуктов но разными путями и методами
сбыта заменителей сбыта
В одном и том же регионе сбыта, в одно и то же время
В разных регионах сбыта и в разное время
Рис. 6.9. Конкурентная среда как объект изучения
Различают следующие виды конкуренции:
-монополистическая, предполагает поставки на рынок близкой но не полностью взаимозаменяемой продукции (аптеки, рестораны, потребительские товары);
-недобросовестная, связанная с нарушением норм и правил конкуренции;
-несовершенная, когда покупатели способны воздействовать на рыночные цены;
-олигополистическая, соперничество за более выгодные условия сбыта;
-чистая, соперничество за лучшие, более выгодные условия сбыта;
-ценовая, посредством изменения цен.
Диагностика целей и намерений конкурентов
Анализ и оценка рыночной доли конкурентов
Изучение форм и методов Исследование изменения Анализ построения
товарной политики цен конкурентов сбытовой сети
конкурентов конкурентов и их средств
стимулирования сбыта
Построение конкурентной Оценка финансовой мощи и стабильности
карты рынка конкурентов
Рис. 6.10. Структурный анализ деятельности конкурентов на рынке
В условиях конкурентного рынка деятельность любой сбытовой организации проходит двойной контроль. Внешний контроль проводится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает потребитель. Конкуренция – самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат и обеспечивает рынок качественными товарами и в требуемый срок. Эта важная динамическая сила, постоянно направляющая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
«Многоугольник конкурентоспособности» (рис. 6.11.) представляет товаропроизводителю возможность установить достоинства и недостатки – как свои собственные, так и конкурентов – на основе определенного круга показателей. Число этих показателей может быть существенно расширено с целью более детально раскрыть состояние конкурентоспособности возросшего числа фирм – конкурентов. Из рис. 6.11 хорошо видны слабые и сильные стороны каждой фирмы на рынке.
Качество Фирма А
Сбыт Цена
Фирма В
Финансы Послепродажная подготовка
Сервис
Рис. 6.11. «Многоугольник конкурентоспособности»
В таблице представлены варианты параметров оценки товаров-конкурентов. В графах записывается (+) или (-). По суммам чисел (+) или (-) выдается заключение.
Таблица 6.5. Анализ основных преимуществ товаров-конкурентов
Товар | Простота использования (эксплуатации) | Универсальность | Надежность | Простота обслуживания | Низкая цена | Другие преимущества | Сумма (+) (-) |
А | |||||||
Б | |||||||
В |
Примечание. При наличии у товара ключевых преимуществ об этом делается отметка в соответствующей графе.
Таблица 6.6. Форма анализа хозяйственного профиля конкурентов
Показатели | Конкуренты | ||
вА | бБ | вВ | гГ |
1. РЫНОК | |||
1.1. Размеры рынка | |||
1.1.1. | На каком по величине рынке оперирует. | ||
1.1.2. | Сегменты рынка (географические, демографические, психографические, по параметрам продукции). | ||
1.1.3. | Как сбывает свою продукцию: | ||
• на одном рынке, |
|
Подборка статей по вашей теме:
- Сегментация, параметры и признаки сегментации в международном маркетинге
- Изучение поведения потребителя в процессе сегментирования рынка для повышения эффективности рекламы
- Перечислите традиционные и современные подходы к сегментированию рынка
- Макросегментация
- Эстетика, сегментация и профайлинг
- Увеличение объема продаж и прибыльности отдельных товаров, расширение доли компании на рынках
- Сегментация страхового рынка
- Методы сегментации
- Основные принципы сегментирования потребительских рынков