МТБ торговли - совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых организаций, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения
Анализ МТБ проводится по следующей схеме:
1. Изучение состава, структуры и состояния МТБ
2. Своевременность ввода в действие построенных ОС
3. Изучение размеров магазинов и их специализации,
4. Эффективность внедрения прогрессивных форм
5. Эффективность использования МТБ торговли
6. Разработка мероприятия по реализации выявленныхрезервов повышения эффективности использования МТБ.
Изучение состава, структуры и состояния МТБ осуществляется по показателям общего количества магазинов, их структуры, типизации, размещение торговой сети, среднего размера магазина и т.д.
Своевременность ввода в действие построенных ОС с опоставляются сроки ввода новых объектов, реконструкции и т.д., дается оценка потери конечных результатов деятельности (РТО, прибыль и т.д.) в связи с нарушением сроков ввода
Эффективность внедрения прогрессивных форм торговли осуществляется с помощью
|
|
• экономических показателей (доля торговой площади в общей торговой площади магазинов; доля товарных запасов, размещенных в торговом зале; число разновидностей реализуемых товаров и другие)
• и социальных показателей (затраты времени покупателей на совершение одной покупки; коэффициент завершенности покупок; количество услуг, оказываемых покупателям и другие).
Показатели эффективности использования МТБ
Розничный товарооборот на один магазин | РТО – т/о., Км − количество магазинов, ед. | |
Розничный товарооборот на 1 кв м торговой площади | S − общая торговая площадь, кв. м | |
Прибыль от реализации на один магазин | П − прибыль от реализации, р. Км − количество магазинов, ед. | |
Прибыль от реализации на 1 кв м торговой площади | РТО − розничный товарооборот, р., S − общая торговая площадь, кв. м | |
Удельный вес торговой в общей площади магазина | St − размер торговой площади, кв. м. So размер общей площади, кв.м |
Вопрос 21. Пути повышения эффективности использования МТБ торговли и планирования ее развития
Материально-техническая база торговли - совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых организаций, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения
Повышение эффективности использования основных средств достигается двумя способами:
· экстенсивным (количественные параметры),
· интенсивным (качественные параметры).
Экстенсивный фактор проявляется в увеличении времени использования основных средств, то есть возрастании доли действующего оборудования в общей его массе, повышении коэффициента сменности работы оборудования.
|
|
Интенсивный способ связан с повышением технического уровня основных факторов, увеличением степени их использования в единицу времени. Он предполагает ускорение темпов научно-технического прогресса, внедрение новых технологических процессов, техники последних поколений.
Расчет доли прироста объемов деятельности за счет интенсивных факторов может быть произведен на основе следующей формулы:
где, ДПи − доля прироста т/о счет интенсивного фактора, %
Тэ − темп прироста экстенсивного фактора, %
Трто − темп прироста розничного товарооборота, %
Основные направления повышения эффективности использования МТБ
v − рациональное размещение торговой сети,
v − создание торгово-бытовых центров,
v − развитие сети комплексных организаций (с кулинарными отделами и т.д.)
v − увеличение показателей сменности и непрерывности работы магазинов (круглосуточный режим работы, без обеда, увеличить продолжительность рабочего времени магазина и т.д.),
v − улучшение оснащенности организаций средствами механизации труда,
v - применение прогрессивных методов продажи товаров и передовых технологий организации торговых процессов,
v − эффективнее использовать имеющиеся торговые площади или сдача их в аренду.
Основными задачами планирования развития розничной торговой сети являются:
v обеспечение планомерного и комплексного развития торговых организаций;
v совершенствование структуры и размещения торговой сети;
v обеспечение повышения эффективности капитальных вложений и использования основных средств.
Перспективный план развития и размещения сети должен предусматривать соответствие ее развития объему и структуре т/о, его территориальному размещению, учитывать требования повышения качества торгового обслуживания, предоставление дополнительных услуг населению, рост численности населения, обеспечивать сокращение затрат времени потребителей при повышении фондоотдачи и эффективности капитальных вложений.