Организационно-методические указания

Институт заочного обучения

Институт государственного и муниципального управления

Кафедра теории организации и управления

У т в е р ж д е н о

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л. Старостиным

14 февраля 2003 г.

ПРОГРАММА, методические указания
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По учебной дисциплине

«Организационное поведение»

для студентов заочной формы обучения для всех специальностей,

кроме «Управления персоналом» и «УБС»

Москва – 2003


УДК 658.012:316(073+072)

6Н1

Программа, методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Организационное поведение» / Сост. В.Л. Доблаев; ГУУ. – М., 2003. – 20 с.

Составитель

доктор социологических наук, профессор

В.Л. ДОБЛАЕВ

Ответственный редактор

заведующий кафедрой теории организации и управления,

доктор экономических наук, профессор

Г.Р. ЛАТФУЛЛИН

Обсуждено

на заседании кафедры теории организации и управления

10 января 2003 г.

Обсуждено и одобрено

на заседании методического совета

Института государственного и муниципального управления ГУУ

14 января 2003 г.

© В.Л. Доблаев, 2003

© ГОУВПО Государственный университет управления, 2003


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предмет. Организационное поведение – это дисциплина, изучающая поведение индивидов и групп в организациях для разработки наиболее эффективных методов управления и избежания организационных дисфункций, связанных с «человеческим фактором».

Основные цели и задачи, стоящие перед организационным поведением сводятся к выработке:

· методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;

· техники аналитического и эмпирического исследования поведения людей в организации;

· навыков управления поведением подчиненных и своим собственным;

· психологической культуры и организационного мышления: целостного и многоаспектного знания о поведенческой стороне деятельности организации, субъектами которой выступают люди организации с их формальными и неформальными статусами.

Необходимость такого рода знаний и навыков определяется одной из главных черт современного менеджмента – повышенным вниманием к человеческим ресурсам и широким признанием значения психологической культуры в достижении эффективности организационных процессов. Представление об этом дают многочисленные роли, которые выполняет линейный менеджер.

Организационное поведение и другие дисциплины. Теоретически и методически дисциплина «Организационное поведение»связана с такими дисциплинами, как «Теория организации», «Теория управления», «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Организационная психология» «Организационная социология», «Конфликтология» и др. Знания, полученные при изучении дисциплины «Организационное поведение», будут в дальнейшем использованы студентами при освоении соответствующих курсов и выполнении дипломных работ.

Концепция. Организационное поведение рассматривается как многомерный объект исследования (имеющий три измерения: «микро-, мезо- и макроизмерения»). Развитие такого подхода позволяет сблизить разнообразные подходы к поведению в организациях, которые проводятся в рамках различных научных дисциплин. Кроме того, концептуальное единство устраняет многие трудности, которые связаны с пониманием и обучением и способствует формированию у студентов целостного, многоаспектного видения поведения людей в организации глазами предпринимателя, руководителя организации, менеджера, исследователя организации, исполнителя, конкурента, чиновника государственного учреждения и др.

Ожидаемые результаты.

· Освоение студентами современных методов управления человеческими ресурсами.

· Приобретение студентами опыта самостоятельного исследования (аналитического и эмпирического) организационных аспектов поведения персонала в организациях различного профиля.

· Выработка знания и навыков использования неформальных (личностных и групповых) отношений и стимулов в сочетании с формальными средствами управления.

· Формирование целостного представления об организационных процессах и поведении людей в организации на всех ее уровнях.

· Формирование организационного мышления и приобщение к корпоративной культуре.

· Систематизация знаний, полученных студентами на других, смежных с теорией организации, учебных курсах.

Программа рассчитана на большой объем самостоятельной работы и имеет следующую структуру:

- схема распределения часов по видам учебных занятий и темам;

- список основной и дополнительной литературы;

- собственно программа с указанием номера по списку основной литературы, страниц, дополнительной литературы с указанием номера, а также с вопросами для самоконтроля после каждой темы программы;

- общие требования к оформлению письменных работ с методическими указаниями;

- список вспомогательной методической литературы для проведения самостоятельных исследований;

- темы контрольных заданий с указанием номера по списку вспомогательной методической литературы;

- краткий терминологический словарь – глоссарий.

Содержание программы курса представлено в водной части, 5 разделах и 19 темах.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМАМ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Разделы и темы программы учебной дисциплины Сроки обучения
3 года 4 года 6 лет
самост. занятия лекции консультации самост. занятия лекции консультации самост. занятия лекции консультации
                   
Введение
Тема 1. Организационное поведение и менеджмент                  
Тема 2. Организационные структуры, процессы, поведение и эффективность организации                  
Раздел I. Психосоциальные основы организационного поведения
Тема 3. Личность, поведение и организация                  
Тема 4. Восприятия, ценности и аттитюды личности                  
Тема 5. Индивидуальные потребности и мотивация                  
Тема 6. Группы в организации                  
Тема 7. Лидерство в группе                  
Тема 8. Конфликты, стрессы, межгрупповое взаимодействие                  
Раздел II. Формальные основы организационного поведения
Тема 9. Формальные отношения и поведение в организации.                  
Тема 10. Формальная структура организации и поведение.                  
Тема 11. Бюрократия и поведение.                  
Тема 12. Девиантность организационного поведения                  
Раздел III. Организационное проектирование
Тема 13.Проектирование организации и организационное поведение.                  
Тема 14. Дизайн работы и рабочих мест                  
Тема 15. Норма управляемости                  
Раздел IV. Организационное поведение и организационные процессы  
Тема 16. Власть и коммуникация в организации                    
Тема 17. Организационное поведение и организационная социализация.                    
Раздел V. Организационное поведение и внешняя среда  
Тема 18. Среда организации, внутриорганизационные процессы и поведение                    
Тема 19. Организационное поведение в условиях изменений в организации                    
Количество часов самостоятельной работы                    
Аудиторные занятия (лекции, консультации)                    
Всего часов на освоение учебного материала                    
Формы контроля: промежуточный – контрольное задание итоговый – зачет  
                                       

3. ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: ТАНДЕМ, 2002.

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб, 2000.

5. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под науч. ред. д.э.н. Г.Р. Латфуллина, д.э.н. О.Н. Громовой). – М.: Айрис-Пресс, 2002.

6. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: