Содержание
Введение | |
1. Содержание работы студентов-практикантов по психолого-педагогическому изучению учащихся | |
2. Личностные, возрастные и индивидуальные особенности учащихся | |
2.1. Подростковый возраст | |
2.2. Старший школьный возраст | |
3. Социально-психологические особенности классного коллектива | |
4. Основные методы изучения личности учащегося и классного коллектива | |
5. Психологические основы педагогической деятельности | |
6. Примерный план самостоятельной работы студента по изучению личности учащегося (4 курс) | |
7. Примерный план самостоятельной работы студента по изучению классного коллектива (5 курс) | |
8. Словарь основных психологических терминов | |
Рекомендуемая литература | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
1. Схема психологического анализа урока | |
2. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося | |
3. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива | |
4. Анкета для учащихся | |
5. Некоторые психодиагностические методики | |
5.1. Социометрическая методика | |
5.2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова | |
5.3. Вербальная методика определения типа темперамента | |
5.4. Методика изучения самооценки | |
6. Классный час для старшеклассников на тему «Как достичь взаимопонимания?» |
Введение
|
|
Гуманистический подход к личности учащегося, педагогика сотрудничества невозможны без знания внутреннего мира ребёнка. В связи с этим, современная система образования нуждается в специалистах, способных решать важнейшую задачу образования – развитие личности и индивидуальности учащихся, создание условий, обеспечивающих развитие и реализацию их творческих способностей. Это предполагает знание психологических особенностей человека, умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение, умение учитывать индивидуальные и возрастные особенности собеседника в педагогическом общении, знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям. Педагогическая практика, которую проходят студенты педагогических специальностей вуза, является первым шагом к освоению этих умений и навыков будущими учителями.
Одна из основных целей педагогической практики - научиться применять теоретические знания по общей, возрастной и педагогической психологии в практической деятельности учителя-предметника, классного руководителя.
Для достижения поставленной цели студенту-практиканту необходимо решить ряд задач:
|
|
- актуализировать знания по педагогической психологии, психологии подросткового и юношеского возраста;
- научиться учитывать индивидуальные и возрастные особенности познавательной деятельности учащихся на уроке;
- установить доброжелательные отношения с классным коллективом, освоить позицию учителя (помощника, специалиста в своей области знаний);
- собрать эмпирический материал для написания психолого-педагогической характеристики личности учащегося или классного коллектива;
- научиться анализировать свои уроки, уроки других студентов и учителей в дидактическом и психологическом аспектах;
- установить отношения сотрудничества и делового партнёрства с коллегами.
Практическое пособие содержит основные сведения по общей, возрастной и педагогической психологии, представляющие собой психологические основания эффективной педагогической деятельности. В него также включено примерное планирование самостоятельной работы студента-практиканта, описаны методы изучения личности учащегося и классного коллектива, основные требования к их применению. Пособие будет полезным для студентов, методистов, осуществляющих руководство педагогической практикой, классных руководителей, учителей.
Введение, разделы 1, 3, 5, 6, приложения 3, 4, 5 написаны ассистентом кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии и довузовской подготовки Гапановичем-Кайдаловым Н.В.; разделы 2, 4, 7, 8, приложения 1, 2, 6 - ассистентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин специального факультета ИПК и ПК Гапанович-Кайдаловой Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ ПО