Тема «Совершенная и несовершенная конкуренция»

1. Фирма и рынки. Рыночные структуры: основные факторы и правила.

2. Основные положения теории совершенной конкуренции. Спрос на продукт конкурентного продавца.

3. Определение оптимального объема выпуска фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

4. Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Факторы монопольной власти.

5. Чистая монополия. Коэффициент Лернера. Определение монополистом цены и объема выпуска. Равновесие монополиста. Ценовая дискриминация.

6. Достоинства и недостатки монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

7. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Индексы концентрации и Герфиндаля."Дилемма заключенного".

Сговор и картели. Модель А. Курно.Модель ломаной кривой спроса.

8. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция.

9. Определение цены и объема производства при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10. Государственное регулирование при несовершенной конкуренции. Естественные монополии. Антимонопольное законодательство.

Основные термины:

Совершенная конкуренция. Монополия. Ценовая дискриминация. Дифференциация продукта и монополистическая конкуренция. Неценовая конкуренция. Естественные монополии.

Задачи и вопросы для обсуждения и контроля

1. Обоснуйте преимущества и негативные моменты, имеющиеся у частных и государственных предприятий. Дайте характеристику основных форм предпринимательской деятельности, их особенностей.

2. Что такое фирма? Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие фирм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие - медленно?

3. Как Вы думаете, какую рыночную структуру представляют собой боль­шинство рынков в экономике России?

4. К какому типу рынка мы можем отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг.

5. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.

6. Можно ли утверждать, что ценовая война присуща рынку совершенной конкуренции.

7. Строго говоря, чистая конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

8. Рыночное ограничение деятельности конкурентной фирмы заключается в том, что:

а) выручка должна превышать расходы;

б) рынок диктует определенный уровень цен;

в) фирма не имеет полной информации о рыночной конъюнктуре;

г) выручка должна быть не ниже расходов.

9. Ситуация, которая приближается к совершенной конкуренции скорее всего, будет характерна для: а) рынка зерна; б) рынка легких автомобилей; в) рынка услуг преподавателей; г) рынка карандашей.

10. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства; б) высокий уровень расходов на рекламу; в) нестабильность цен; г) низкий уровень расходов на НИОКР.

11. Что можно сказать о данной фирме, глядя на следующий график:

12. Разговор на молочной ферме. «Однажды младший сын хозяина молочной фермы спросил у отца:

- Папа, если наша выручка от коров меньше затрат на их содержание, выгодно ли нам увеличивать поголовье?

- Как ты наивен! – ответил отец. – Я не могу ответить так сразу. Нужно много данных.

Но тут подошел старший сын, который уже окончил университет, и заявил:

- Ничуть не бывало! Достаточно знать всего два показателя!»

Какие два экономических показателя имеет в виду старший брат, и как с их помощью ответить на вопрос младшего брата?

13. Если фирма является запредельной (линия цены находится между кривыми АС и АVС), то ее владелец должен стремиться:

а) минимизировать масштабы производства;

б) наращивать масштабы производства;

в) удерживать производство на таком уровне, чтобы МС=АYС;

г) продать свою фирму.

14. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:

а) в краткосрочном периоде; б) всегда;

в) в долгосрочном периоде; г) никогда.

15. На рисунке показаны кривые издержек фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции.

При какой цене товара фирма готова прекратить производство? Отметьте на графике площадь, представляющую общие постоянные издержки при цене товара, обеспечивающей фирме нормальную прибыль. В каком диапазоне цен фирма будет продолжать производство с убытками в краткосрочном периоде? Покажите на графике кривую предложения для фирмы. При каких ценах товара фирма могла бы получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде?

16. Основываясь на следующем рисунке, можно утверждать, что:

а) МС ниже МR, когда выпуск продукции меньше трех единиц в месяц;

б) МС выше МR, когда выпуск продукции больше 5 единиц в месяц;

в) средние издержки равны среднему доходу только при одном конкретном объеме выпуска;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны а и б.

17. Действительно ли равновесие конкурентной отрасли в долгосрочном периоде устанавливается при условии, что происходит выравнивание экономической прибыли у всех фирм, занятых в данной отрасли. Аргументируйте ответ.

18. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Цена на продук­цию в отрасли составляет 8 руб. за единицу. Функция общих затрат фирмы представлена в таблице.

Выпуск продукции, Q шт. Общие затраты ТС, руб.
   
   
   
   
   
   

Рассчитайте необходимые данные и определите таблично и графически: 1) объем выпуска продукции, при которой фирма максимизирует свою при­быль; 2) максимальную прибыль, общий доход и общие затраты фирмы; 3) в какой ситуации фирма при изменяющейся цене на рынке будет иметь нулевую прибыль и при какой вынуждена будет покинуть отрасль.

19. В каком случае предложение происходит на совершенно конкурентном рынке?

а) марочный бензин на заправочной станции, расположенный на автобазе; б) гостиница в маленьком городе; в) хлопок определенного стандарта на товарной бирже; г) киоск, установленный директором на территории завода.

20. При выполнении какого условия конкурентная фирма получает макси­мальную прибыль?

а) средние общие затраты равны предельному доходу;

б) общий доход принимает максимальное значение;

в) предельные затраты равны среднему доходу;

г) средние общие затраты принимают максимальное значение.

21. При какой ситуации, фирма, работающая в условиях совершенной конку­ренции, готова прекратить работу?

а) цена равна минимальным средним затратам; б) цена постоянно падает;

в) Р = МС; г) цена равна минимальным средним переменным затратам.

22. В какой ситуации, при общей тенденции цены к понижению, фирма го­това оставить отрасль?

а) когда не покрываются постоянные затраты;

б) когда прибыль отрицательна и доход не покрывает переменные затраты;

в) когда прибыль принимает нулевое значение;

г) когда другие фирмы оставляют данную отрасль.

23. Цена свеклы — 6 руб./кг. Издержки фермера в рублях равны 700 + 0,01Q2, где Q - объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

24. Цена продукции конкурентной фирмы равна 8. Издержки фирмы равны 15 + Q2.

а) При каком выпуске фирма несет убытки?

б) Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

25. Цена продукции конкурентной фирмы равна 34. Средние издержки фирмы равны 2 + 4 Q.

а) При каком выпуске фирма несет убытки?

б) Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

26. Цена продукции конкурентной фирмы равна 4. Если выпуск равен 3, то издержки равны 17, если выпуск равен 4, то - 19. Оцените величину равновесного выпуска, если при выпуске, равном 5, издержки равны:

а)22; б)24.

27. Издержки конкурентной фирмы равны 25 + Q2. При каких ценах на продукцию она имеет прибыль?

28. Издержки конкурентной фирмы равны ТС= 20 + 33 Q -4 Q2 + Q3, где Q - выпуск.

а) При каких ценах продукта целесообразно продолжить производство?

б) Найдите цену предложения фирмы при выпуске 3.

29. Каковы причины возникновения монополии?

30. Фирма обладает монопольной властью, если она:

а) устанавливает цену на уровне МС;

б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;

в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек;

г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.

31. При каких условиях монополист получает максимальную прибыль?

а) цена выше предельных затрат;

б) предельные затраты равны средней выручке;

в) средние затраты равны средней выручке;

г) цена соответствует неэластичному участку кривой спроса.

32. На рисунке представлены кривые дохода и издержек монополиста. Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли; цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции; площадь, отражающую прибыль монополии.

33. Функция спроса Q = 16 - 2р. Найдите формулы общего дохода и предельного дохода монополии.

34. Выручка монополии при цене 10 равна 40, а при цене 15 равна 30. Найдите выручку при цене 2, если функция спроса линейна.

35. Функция спроса на продукцию монополии Q= 24 — р, функция издержек монополии ТС = 10+ 5 Q2. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

36. На совершенном рынке имеются пять одинаковых фирм. Индивидуальное предложение каждой фирмы задается формулой S0 = p – 3. Рыночный спрос задается формулой D = 9 - р. Найдите ущерб, наносимый монополией.

37. В городе один кинотеатр. Спрос на билеты у детей равен 20 - 0,5р1, у взрослых 8-0,1р2 (рi - цена билета). Издержки кинотеатра равны 30+20Q, где Q - число зрителей. Найдите равновесные цены на билеты для детей и для взрослых.

38. На рынке два покупателя и монополия продавца. При ценах 30,25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1, 2 и 3, а спрос второго покупателя равен соответственно 0,1 и 1. Постоянные издержки монополии равны нулю, а предельные издержки неизменно равны 9. Найдите равные цены и максимальную прибыль при ценовой дискриминации.

39. Фирма-монополист производит авианосцы для двух стран. Страна А купит один авианосец за $3,2 млрд, а два авианосца — по $2,2 млрд. Страна Б купит один авианосец за $3 млрд, а два авианосца — по $1,9 млрд. Издержки фирмы равны 2 + 0,9Q, где Q — выпуск. Найдите максимальную прибыль фирмы при ценовой дискриминации.

40. Предположим, что имеется семь покупателей картофеля. Из них первый готов заплатить за 1 кг картофеля 700 денежных единиц, второй — 600 и т.д. Пусть предельные издержки производства 1 кг картофеля составляют 100 денежных единиц. Если монополист установит единую цену на всю продаваемую продукцию, то он максимизирует прибыль в том случае, если МR = МС, то есть если он продаст 4 кг картофеля по цене 400 денежных единиц (больше продавать не надо; чтобы убедиться в этом, достаточно вычислить МR для каждой продажи). Прибыль монополиста в этом случае составит: 4*400-4*100=1200. Определите, на сколько увеличится прибыль монополиста, если он применит дискриминацию среди покупателей, т. е. если он продаст первому покупателю картофель по 700 денежных единиц, второму по 600, и т. д., продав в общей сложности все 7 кг картофеля?

41. Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации? Какие типы ценовой дискриминации Вы знаете? Любая ли рыночная структура может привести к рыночной дискриминации?

42. Что, скорее всего, не произойдет на рынке нефти России, если нефтяники Тюмени объявят забастовку:

а) уменьшится эластичность спроса на нефть;

б) кривая предложения сместится влево вверх;

в) цена нефти возрастет;

г) объем покупаемой нефти сократится?

43. Внимательно оцените следующую широко распространенную точку зрения. «Монополию обычно не вынуждают изобретать новые продукты или методы. Не имеет она и сильных стимулов для осуществления нововведений: использовать эти изобретения на практике и доставлять новые продукты на рынок. Монополия может счесть необходимым изобретать и осуществлять нововведения, но она будет поступать так только по своему усмотрению. Никакой конкурент не заставит ее открывать свои карты. Даже если его капитал устарел или его продукты среднего качества, монополист может предпочесть защищать и оставить их, а не заменить их лучшими». Можете ли Вы предложить какие-либо аргументы против?

44. В чем экономический смысл «мертвого груза» монополии?

45. Может ли монополия быть более эффективной в отрасли, чем конкуренция? При каких условиях?

46. Что представляет собой естественная монополия? Примером естественной монополии является:

а) картель "Семь сестер"; б) журнал "Вопросы экономики"; в) организация ОПЕК; г) космодром Байконур; д) компания «Башвест»; е) издательский дом «Коммерсант»; ж) городской общественный транспорт; з) банк «УралСиб».

47. Каковы основные черты олигополии? Составьте список пяти олигополистов, продукты которых Вы имеете или регулярно покупаете.

48. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники прибыли?

49. Олигополия в коротком периоде:

а) повышает цены на свои товары;

б) удерживает цены на одном и том же уровне;

в) не изменяет объем выпуска;

г) объединяется в картель.

50. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля - Хиршмана:

а) отрицателен; б) стремится к 1;

в) стремится к нулю; г) тоже стремится к бесконечности.

51. Рассчитайте индекс Герфиндаля, если доли продаж между фирмами распределены следующим образом: 1- 25%; 2 -10%; 3 -50%; 4 -7%; 5 -8%.

52. На рынке действуют 4 фирмы. Одна из них имеет долю рынка, равную 80%, остальные – по 6,67%. Определите степень монополизации данного рынка с помощью индекса Герфиндаля.

53. Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

54. В 1992 г. отрасль функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 1993 году фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 1993 году экономическую прибыль на 10 млн. рублей больше, чем в 1992 году. Экономическая прибыль картеля в 1993 году составляла:

а) 0; б) 10 млн. рублей;

в) меньше 10 млн. рублей; г) больше 10 млн. рублей.

55. Исследование рынка спичек, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы - производителя спичек имеют следующий вид: Y1=100-2Y2, Y2=100-2Y1, где Y1, Y2 характеризует объем производства соответственно первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.

56. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:

   
   

Фирма А

Возможная цена 12 руб. 10 руб.

Фирма Б

Возможная цена 12руб. 10руб.

Доминирующей стратегией двух фирм будут:

а) обе фирмы назначат цену 12 руб.;

б) обе фирмы назначат цену 10 руб.;

в) фирма А назначает цену 12, а фирма Б - 10 руб.;

г) фирма А назначает цену 10, а фирма Б - 12 руб.

57. Вы исходите из предположения, что если Ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если Вы повысите ее, ни одна фирма не последует Вашему примеру. Это означает, что Ваша Фирма:

а) сталкивается с конкуренцией " не на жизнь, а на смерть";

б) имеет "ломанную" кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли;

д) одна из конкурентных фирм в отрасли.

58. " Первооткрывателем " монополистической конкуренции является:

а) А.Курно; б)Э. Чемберлен;

в) А.Лернер; г) П. Самуэльсон.

59. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:

а) отрицателен; б) положителен;

в) равен нулю; г) б, в.

60. Выделите основные черты сходства и отличия рынка монополистической конкуренции по отношению к рынкам совершенной конкуренции и чистой монополии.

61. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к:

а) превышению цен над средними издержками,

б) снижению индекса Херфиндаля - Хиршмана;

в) превышению предельных издержек над рыночными ценами;

г) исчезновению экономической прибыли.

62. На рисунке представлена фирма, оперирующая в условиях монополистической конкуренции. При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль? По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции? Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина? На каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните Ваш ответ.

Мотоцикл  
В отрасли, выпускающей велосипеды и мотоциклы, наблюдается монополистическая конкуренция. В таком случае положение в этой отрасли можно охарактеризовать при помощи кривой производственных возможностей точкой.

а) А; б) В; в) С; г) А и В.

63. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирма производит эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;

д) все предыдущие утверждения верны.

64. Всегда ли монополист устанавливает самую высокую цену на товар? Обсудите «плюсы» и «минусы» рыночных структур.

65. Какому из вариантов монополизации соответствует российский автоги­гант «ВАЗ»: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкурен­ция? Какому – РАО «Газпром»?

66. Какие цели преследует вмешательство государства в деятельность рынка?

67. Антитрестовские меры федеральных органов власти США были приняты потому, что:

а) эти органы власти опасались крупных корпораций;

б) государство поощряло малые предприятия и развитие экономики;

в) объединение крупных корпораций грозило уничтожить конкуренцию;

г) ни одной из этих причин.

68. Какие меры государственной политики применяются для регулирования рыночных структур? Всегда ли такое регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния? С точки зрения фирмы?

69. Каковы критерии оценки эффективности государственного регулирования структуры рынка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: