Уголовно-правовая характеристика террористического акта (ст. 205 УК РФ)

В мировом масштабе происходит рост террористической угрозы, терроризм в последнее время приобретает транснациональный характер и угрожает стабильности не только в конкретной стране, но и в мире, в связи с чем, от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия.

Конкретные террористические акты, совершенные на территории России, в основном не обходятся без так называемого иностранного элемента и поэтому они по своей природе являются актами международного терроризма.

Наличие такого "иностранного элемента" может быть как прямым (участие иностранцев в совершении терактов, финансирование их из-за рубежа и т.д.), так и косвенным – определяемым главной целью современного международного терроризма, которой является переустройство мира на иных, более справедливых, по мнению террористов, началах. Так, теракты, совершаемые на территории одного государства, представляют угрозу международному правопорядку и безопасности, что всегда наносит ущерб нескольким государствам[1].

К основным документам противодействия терроризму в России необходимо отнести: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности".

Исходя из понятия террористического акта, данного в ч. 1 ст. 205 УК РФ, следует, что объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность (см. основные принципы и содержание деятельности по обеспечению общественной безопасности, установленные ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"[2]). Под жизненно важными интересами следует понимать совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

Объективная сторона террористического акта выражается в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий (т.е. способы совершения преступления), устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т.д.).

Значительный имущественный ущерб определяется с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей с учетом того, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого способны были повлиять на устрашение населения или на принятие решений органами власти или международными организациями.

Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывать опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.

Угроза совершения террористического акта (открытая, анонимная, устная, письменная, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.) влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, она должна вызывать у населения и у власти опасение реальности ее осуществления.

Преступление окончено с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Устрашающими являются действия, которые способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.[3] Фактическое наступление этих последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.

Обязательным признаком террористического акта является специальная цель – дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие ими решений (требования выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д.). Если преступная цель иная, то и изменится квалификация: цель в виде ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны – квалификация деяния по ст. 281 УК РФ (диверсия); с целью мести – ст. 167 УК РФ; в отношении конкретного государственного или общественного деятеля - ст. 277 УК РФ и т.д.

Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.

Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Квалифицирующими признаками (ч. 2) являются те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ); б) повлекшие по неосторожности смерть человека (предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности); в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести двум и более лицам и др.)[4].

Особо квалифицирующими признаками (ч. 3) являются деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку (не требуется дополнительной квалификации по ст. 105, 277, 295, 317 УК РФ)[5].

Объекты атомной энергетики - это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения.

Источники радиоактивного излучения – это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).

Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).

Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 22 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 г." (в ред. от 20.07.2013). Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту. Это не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.

В Примечании предусмотрены обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, – если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.

Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий.

Действие примечанияраспространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примечание к ст. 205 УК РФ. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.

Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК РФ), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК РФ, как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.

При использовании незаконно приобретенных либо хранящихся ядерных материалов и радиоактивных веществ, незаконно приобретенных, хранящихся либо изготовленных огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств необходима дополнительная квалификация по ст. 220, 222, 223 УК РФ.

Если акт терроризма исполнен участником НВФ, банды, преступного сообщества (преступной организации) необходима дополнительная квалификация по ст. 208, 209 или 210 УК РФ.[6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: