Рационирование капитала – это процесс выбора наиболее подходящего из нескольких прибыльных инвестиционных проектов

Необходимость рационирования обусловлена огра­ниченностью суммы средств, которые компания может инвестировать. Это ограничение может существовать из-за внутренних причин (инвестиционная политика руководства компании) или из-за внешних факторов (невозможность привлечь средства кредиторов).

При рационировании капитала следует иметь в виду, что проекты могут иметь различные денежные потоки, разную продолжительность, по-разному влиять на общий инвестиционный портфель компании. Отсюда, разные ме­тоды оценки могут иногда давать противоположные ре­зультаты, а преимущество какого-либо конкретного про­екта не всегда является определяющим.

Например, не всегда проект, имеющий большую на­стоящую стоимость, является наиболее рентабельным.

Предположим, компания «Оптимист» рассматривает два проекта: А и В, о которых имеется такая информация (табл.7).

Таблица 7

Информация о проектах, предложенных компании «Оптимист»

Показатель Проект А Проект В
Годовая сумма денежных поступлений, тыс.грн.    
Фактор дисконта (n=3, i=12%) 2,4018 2,4018
Настоящая стоимость денежных поступлений, тыс. грн. 124 894  
Минус чистые инвестиции, тыс. грн. 120 000  
Чистая настоящая стоимость, тыс. грн.    

Как видим, проект А имеет большую чистую настоящую стоимость, чем проект В. Но денежные потоки этих про­ектов значительно отличаются, поэтому целесообразно рассчитать и сравнить их индексы рентабельности.

Индекс рентабельности - это отношение дисконтирован­ных денежных поступлений к дисконтированным чистым инвестициям.

В нашем примере:

Индекс рентабельности проекта А = 124 894:120 000 =1,04.

Индекс рентабельности проекта В =19 214:18 000 = 1,07.

Как видим, проект В более рентабельный, поскольку обеспечивает большую отдачу на инвестиции.

В условиях ограниченности суммы, которая может быть инвестирована, нередко возникает потребность в опти­мальной комбинации выбранных проектов.

Оптимальная комбинация может включать проекты, ме­нее привлекательные с точки зрения чистой настоящей стоимости или другого показателя. Например, компания имеет 610 000 тыс. грн. для инвести­рования и выбрала пять потенциальных проектов (табл. 8).

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: