Реакция Местоблюстителя на выступления в защиту Русской Церкви

Масштабы гонений на Церковь в Советском Союзе не остались незамеченными в других странах. Архиепископ Кентерберийский в начале Великого поста организовал в Великобритании моления о страждущей Русской Церкви, пригласив на них из Парижа митрополита Евлогия (Георгиевского). С призывом к молитве за гонимую Русскую Церковь выступил папа Пий XI. Масштабы и воздействие подобных выступлений заставили Советскую власть принять контрмеры.

15 февраля 1930 года для корреспондентов советских газет было дано интервью, подписанное Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием и членами Временного Патриаршего Синода архиепископами Алексием (Симанским) и Филиппом (Гумилевским), а также епископом Питиримом (Крыловым). В нем говорилось, что в стране действительно некоторые церкви закрываются, но не по инициативе властей, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.

Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за разные противоправительственные деяния. Сведения о жестокостях, творимых по отношению к священнослужителям, помещённые в заграничной прессе – «сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьёзных людей».

В связи с обращением папы в защиту гонимой Русской Церкви сделано было заявление: «Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твёрдой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не может связать себя с ним какими-то ни было отношениями». По поводу выступления архиепископа Кентерберийского сказано было, что «оно грешит той же неправдой насчёт якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы... пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».

18 февраля 1930 года митрополит Сергий дал интервью иностранным журналистам, в котором вновь заявил, что «в Советском Союзе никогда не было и в настоящее время не происходит каких-либо религиозных преследований». Заместитель Местоблюстителя привёл данные о том, что в стране существует 30 000 приходов и 163 архиерея, «находящихся в каноническом подчинении Патриархии, не считая епископов, пребывающих на покое и находящихся в молитвенном общении с Патриархией».

Обстановку, в которой происходили эти интервью, описывает митрополит Евлогий (Георгиевский): «Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним стояла дилемма: сказать журналистам, что гонения на Церковь есть, - это значит, что все тихоновские епископы будут арестованы, т. е. вся церковная организация погибнет; сказать гонений нет - себя обречь на позор лжеца... Митрополит Сергий избрал второе».

Сам митрополит Евлогий, вызванный на церковный суд в Москву за участие в молитвах, организованных архиепископом Кентерберийским, в феврале 1931 года перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриарха (Западноевропейский экзархат русских приходов). Спустя два месяца он был запрещён в служении Временным Патриаршим Синодом в Москве. Часть духовенства и мирян епархии, в том числе выдающиеся философы В.Н. Лосский и Н.А. Бердяев, остались в подчинении Московской патриархии. Возглавил эту группу бывший епископ Севастопольский Вениамин (Федченков).

В марте 1931 года он провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании общины в честь трёх Вселенских святителей (Трёхсвятительское подворье), ставшего центром русских приходов под юрисдикцией Московского Патриархата. Епископ Вениамин был назначен викарием при митрополите Литовском и Виленском Елевферии (Богоявленском), временном управляющем патриаршими приходами в Западной Европе с декабря 1930 года. В апреле 1932 года владыка Вениамин был возведён в сан архиепископа, а спустя полтора года был поставлен во главе патриарших приходов в Северной Америке вместо митрополита Платона (Рождественского), запрещённого в служении Местоблюстителем Патриаршего престола.

Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской церкви в США, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых остались верными низложенному митрополиту. После кончины владыки Платона в апреле 1934 года на его место Собор Американской епархии избрал викарного архиепископа Чикагского Феофила (Пашковского), также запрещённого в служении митрополитом Сергием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: