Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Сергии (1936-1943 гг.)

В нынешнее время большой интерес вызывают отношения РПЦ и советской власти в послереволюционные годы и период накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Под вопрос ставятся некоторые действия местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), а также его отношения к политической власти в СССР. В частности, речь идет о «Декларации» митрополита Сергия 1927 года и его интервью для советской и иностранной прессы, данные в феврале 1930 года, провозглашающие признание Русской православной церковью советской власти и покрывающие перед лицом Запада и русской эмиграции ее преступления.Однако дальнейший исторический опыт нашей страны показывает необходимость этих шагов. По словам патриарха Алексия II в интервью газете «Известия» 10 июня 1991 [3] «заявление митрополита Сергия нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей». Причем спасение это видится не только в физическом (от смерти телесной), но и в духовном плане.
Из послания к Римлянам мы знаем, что "нет власти не от Бога" (Рим. 13:1). Эти слова ап. Павла касались Римской власти, в первые времена христианства подверженной языческим культам, отвергавшей христианство, преследовавшей и казнившей христиан. Если бы христиане тогда встали в оппозицию государственной власти, а не язычеству (как происходило на самом деле), их бы уничтожили как изменников и государственных преступников, что, однако, и без того имело место в силу языческого влияния на государственную идеологию Рима.Положение церкви в советском государстве во многом напоминает таковое в Римской империи. Но помимо гонений РПЦ со стороны государства, видевшего везде и во всем измену, ситуация усугублялась необходимостью преодоления обновленческого раскола, а также критическими и порой враждебными настроениями русской эмиграции. В атмосфере напряженной предвоенной ситуации в Европе (политический кризис, нацизм) и шатких позиций советского государства как изгнанника на мировой арене – а накануне ВОВ у СССР фактически не оставалось союзников – любое разделение в советском обществе означало риск потери государственной независимости. А это не могло бы не сказаться отрицательно и на будущем положении Православия как в стране, так и в мире.По словам митр. Сергия (Воскресенского), в круг задач находившейся в бедственном положении РПЦ входило затормозить разрушение большевиками Церкви, оградить догматическую чистоту и каноническую верность Православия, одолеть схизмы, сохранить канонически законное преемство иерархии, удержать канонически законное положение Российской церкви среди других автокефальных церквей [1].
Осенью 1936 года в Московскую Патриархию поступило сообщение (как окажется много позднее, ложное) о кончине Местоблюстителя митрополита Петра в заключении 11 сентября 1936 года. 27 декабря того же года Патриархией был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)»; также был издан указ Московской Патриархии о соответствующей форме поминовения с 1 января 1937 года за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [2].Несмотря на новую конституцию, принятую в декабре 1936 г, и декларирующую свободу совести, продолжали массово закрываться под многочисленными предлогами «культовые здания». В одном только 1937 г. закрыто более 8 тысяч храмов [1]. В январе 1937 года перепись населения выявила 2/3 верующих среди сельского и 1/3 – среди городского населения, что ознаменовало разгул террора-«ежовщины» в 1937-1939гг. По разным данным в советский период от 500 тыс. до 1 млн. православных христиан пострадало за веру [4]. Аресты духовенства обычно заканчивались расстрелом. В 1936-1939 гг. погибли митрополиты Серафим (Чичагов), Серафим (Мещеряков), Константин (Дьяков), Серафим (Александров), Евгений (Зернов), Анатолий (Грисюк), архиепископы Питирим (Крылов), Никон (Пурлевский), епископы Варфоломей (Ремов), Никон (Любедев). Погибли и отделившиеся от местоблюстителя архиереи: митрополиты Кирилл (Смирнов), Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов), епископ Дамаскин (Цедрик). Погибли священномученик Александр Хотовицкий, протоиерей Александр Глаголев, священник Павел Флоренской, профессор МДА И.В.Попов, профессор Н.А.Новоселов и многие другие [1].В 1939 году на церковных кафедрах оставалось 4 архиерея: митрополиты Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский), архиепископы Николай (Ярушевич) и Сергий (Воскресенский). Во всей России оставалось около 100 соборных и приходских действующих храмов. В предвоенные месяцы давление на РПЦ ослабло [1].
22 июня 1941 г., в день Всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на СССР. Позиция Церкви по отношению к врагу во время войны была непримирима: в первый же день войны митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества и «благословил всех православных на защиту священных границ нашей Родины». По всей стране Церковь молилась о сокрушении врагов [1].Вожди нацистов открыто отвергали христианство, провозглашали национализм официальной идеологией, одновременно пытаясь возродить древнегерманский языческий культ. В своем послании митр. Сергий обличал нацистов, сообщая, что вместо Креста Христова они признали своим знаменем языческую свастику, считали, что Германия «должна забыть Христа и идти новым путем». Тем не менее, гитлеровцы пытались предстать защитниками религии, якобы борющимися за спасение поруганной веры. Одновременно они грабили и взрывали храмы, оскверняли святыни, казнили верующих и убивали священников. Уничтожен Успенский собор Киево-Печерской лавры, полностью разрушена «Верхняя лавра», ограблены и разбиты Больничная Никольская, Трапезная церкви и все 33 монастырских корпуса. В окрестностях Ленинграда разобран Петергофский собор, разбита церковь бывшего Серафимо-Дивеевского подворья, разрушена Троицкая Церковь в старом Петергофе, под сводами которой погибло свыше 2000 человек. Взорван Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Во Ржеве немцы согнали жителей в Покровскую церковь, закрыли и заминировали, но Красная армия их освободила [1].
Гитлер добивался цели – расчленения нашей страны и порабощения славян. Его указание оккупационным властям Германии в отношении занятых областей было: «избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов… Если захотят практиковать черную магию,.. мы не должны ничего делать, наша политика… в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола». Такая политика велась в оккупированных областях Белоруссии, Украины и Прибалтики, где оккупационные власти всячески содействовали отделению Церквей от Патриархии и укреплению в них расколов. Однако большинство верующих и клира не шло на поводу у сепаратистов. Даже не признанная Патриархией схизматическая автокефальная церковь Украины во главе с Поликарпом (Сикорским) дорожила единством в РПЦ, а Автономная Церковь Украины старалась держаться аполитично [1].В октябре 1941 г. Патриархия была эвакуирована в Ульяновск (до 1943 г.). В первосвятительских посланиях церковь срывала маску с неприятеля, разоблачая его злодеяния, призывая народ в захваченных областях к мужеству и терпению. В 1942 г. Московская патриархия выпустила книгу «Правда о религии в России», в которой говорилось, что РПЦ не допускает мысли о возможности принимать от врага какие-либо льготы или выгоды. В архипастырском обращении в блокадном Ленинграде митр. Алексий (Симанский) призывал верующих помогать воинам честной работой в тылу [1].
Церковью проводился сбор средств на нужды обороны. По призыву первосвятителя в 1942-1943 гг было собрано 8 млн рублей на танковую колонну Дмитрия Донского. В Новосибирске православные клирики и миряне собрали 110 тыс. рублей на самолеты сибирской эскадрильи «За Родину». Всего за войну по приходам было собрано более 200 млн. рублей на нужды фронта. Кроме денег верующие собирали теплые вещи, обувь для солдат [1].Сотрудничавший с германцами еп. Поликарп (Сикорский) был лишен первосвятителем сана и монашества. Митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) был запрещен в служении после поздравления Гитлера с военными успехами [1].В декабре 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился от лица РПЦ к румынским пастырям с призывом отречься от пагубного союза с Германией [1].Необходимость единения перед лицом опасности и патриотическая позиция РПЦ побудили советское правительство к изменению религиозной политики. Открылись некоторые закрытые в 30-е годы приходы, освобождены некоторые священнослужители, возобновились архиерейские хиротонии. Прекратилась антирелигиозная полемика в печати, закрылся «Союз воинствующих безбожников» без официального роспуска. Закрыты некоторые антирелигиозные музеи. Свидетельством признания патриотических заслуг духовенства стало назначение митр. Николая (Ярушевича) членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников [1].4 сентября 1943 года митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) были приняты председателем СНК СССР И. Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник НКГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской православной церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия (Страгородского). 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного патриарха в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове. Митр. Сергий скончался 15 мая 1944 года, в 6 часов 50 минут утра, от «кровоизлияния в мозг на почве атеросклероза». Погребён в подклете Никольского (северного) придела московского Богоявленского собора [2].
По мнению протодиакона Андрея Кураева советское государство в период войны, однако, не изменило своего отношения к Церкви. Открытие храмов и прочие преференции РПЦ шли вопреки, а не по воле политических властей [5]. Cвидетельством тому служат начавшиеся после Всеправославного совещания в июле 1948 г, новая волна арестов священнослужителей, возобновление отнятия храмов под клубы и склады, закрытие обителей, запрет церковных ходов из села в село, молебнов на полях и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: