Понятие организации, её основные характеристики как объекта управления

Организация – это устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в стройную систему. В человеческой деятельности организация — группа людей, объединенных общей программой, общей целью или задачей.

Термин «организация» применяется в человеческой деятельности в двух значениях:

· процесс организации в качестве координационной деятельности людей или групп людей, объединенных для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи;

· форма объединения людей и групп (структура, предприятие, организация).

Основные характеристики организации включают в себя 4 составляющих:

1. Наличие границ. Под границами подразумевается точки соприкосновения организации с внешней средой. У определенных организаций границы жестко фиксированы (например, граница военного городка или граница государства) У других организаций границы размыты (например, граница профсоюза, партии).

2. Структурированность. Всякая организация представляет собой систему и состоит из элементов (бригад, отделов, рот, министерств и т.п.). Главным структурным элементом организации является коллектив. Кроме коллектива обязательными составными элементами любой организации являются:

- материально-техническая составляющая;

- документальная составляющая;

- финансовая составляющая;

- нормативная составляющая.

Всякой организации свойственно наличие системы управления и характерна иерархичность построения.

3. Синергетический эффект. Под синергетическим эффектом имеется в виду результат взаимодействия людей, входящих в организацию. Синергетический эффект может быть положительным либо отрицательным. Под положительным синергетическим эффектом имеется в виду такой результат взаимодействия, когда возможности организации больше суммы индивидуальных возможностей членов организации. Под отрицательным синергетическим эффектом имеется в виду такой результат взаимодействия, когда возможности организации меньше суммы индивидуальных возможностей членов организации.

4. Система целей. Во всякой организации можно выделить следующие группы целей:

- индивидуальные цели (например, получение заработной платы);

- общеорганизационные цели (производство и реализация автомобилей);

- общественные цели (удовлетворение потребностей населения).

Желательно, чтобы группы целей дополняли друг друга, были согласованы. Согласованность целей означает, что достижение одной группы целей создает условия для достижения другой группы целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: