IV. Глобальные проблемы современности

В современном мире живет более 6 миллиардов человек, объединенных более чем в 200 государств. Все они в определенной мере взаимодействуют и вступают между собой в самые разные отношения.

Внешняя политика представляет собой организационно-управленческую деятельность государства и других субъектов внешней политики по реализации национальных интересов страны в системе международных отношений.

Она пронизывает собою все сферы международных отношений экономику, культуру, экологию и военное дело. Основными общепризнанными целями внешней политики являются:

• обеспечение развития своей страны как независимого и
полноправного члена мирового сообщества;

• обеспечение национальной безопасности государства;

• рост его потенциала (военного, экономического, научного);

• рост престижа государства и упрочение его международных
позиций.

В результате внешнеполитической деятельности многих государств формируется мировая политика.

Внешняя и мировая политика могут изменяться в зависимости от экономического развития, возникновения противоречий, обострения разных проблем (нищеты, голода, угрозы ядерной войны, стремления к захвату территорий и т. д.) Она может проявляться на разных уровнях:

• - на двухстороннем,

• - на многостороннем,

• - на региональном,

• - на мировом.


Субъекты международных политических отношений.

Международные политические отношения, как и внутренние, формируются, по меньшей мере, между двумя сторонами - субъектами международных отношений. Особенностью международных отношений является то, что взаимодействующие стороны являются суверенными, в то время как во внутренних политических отношениях одна сторона может приказывать другой, а эта другая сторона обязана подчиняться.

В современной политологии нет четкого понимания субъектов международной политики. Традиционно такими субъектами признавались отдельные государства. В последние годы этот подход дополняется другим, более широким подходом.

В число субъектов международной политики наряду с отдельным государством включаются блоки государств (НАТО), организации и движения (Организация американских государств, ООН, Движение неприсоединения), церковь, сами граждане и ТНК. Так число ТНК в 14 крупнейших государствах Запада составило более 24 тысяч, а в мире в целом - более 37 тысяч. Интересы этих глобальных фирм не совпадают с интересами отдельных государств и с интересами народов этих государств. В международных отношениях участвуют и общественные организации (например, в США более 15 тыс.)

Субъектами внешней политики РФ являются также: президент РФ. Он определяет внешнюю политику; Совет Федерации и Государственная Дума, создающие законодательную базу внешней политики;

Совет Безопасности РФ, который готовит решения президента в области международной политики;

Министерство иностранных дел, которое ведет предметно-практическую деятельность по реализации внешнеполитического курса страны;

- Субъекты федерации, которые развивают свои международные связи.

Все субъекты международной политики в своих отношениях опираются на определенные ресурсы. В частности Россия как субъект международных отношений обладает следующими ресурсами:

- экономическими. Ее доля в мировой экономике составляет 1,5%.

- природными ресурсами. Запасы природных ресурсов России в 6 раз
превосходят запасы США ив 16-17 раз запасы Западной Европы. Мы имеем
11% земной суши и 13% пахотных земель;

- военными ресурсами. Россия обладает ядерными вооружениями,
сопоставимыми с США, и большими обычными войсками, объединением
ПВО стран СНГ и пограничным сотрудничеством;

- научными ресурсами. Имеем хорошо подготовленные кадры и
научные разработки. Россия входит в число 12 государств, относящихся к
научной суперэлите. Первые три места в этом списке занимают США,
Англия и Германия, а последние четыре Россия, Нидерланды, Израиль и
Канада. (РГ, 12.10.05.) Российские ученые создали компьютер терафлопного
диапазона, совершающий более 1 триллиона операций в секунду. Такие
компьютеры есть только в США и Японии; по уровню высшего образования
мы находимся на четвертом месте (после Израиля, Норвегии и США). Им
обладает примерно каждый пятый в возрасте от 25 до 64 лет.

Однако в последнее время накопилось и много проблем:

- сохраняется «сырьевое» развитие экономики. 40% ВВП приходится
на нефтегазовый комплекс;

- медленно внедряются высокие технологии. Так доля высоких
наукоемких технологий, применяемых в мире, составляет: США - 39%,
Японии - 30%, Германии -16%, России - менее 1%;

- НАТО стало превосходить Россию по обычным вооружениям. У
России впервые за много лет нет достаточно сильной группы союзников.
Нет системы договоров, способных обеспечить военно-политическую
стабильность в угрожающей ситуации;

- сокращаются социальные ресурсы. Население ежегодно уменьшается
примерно на 800 тысяч человек. За последние 15 лет уехали за рубеж 5 млн.
600 тыс. россиян. По численности населениям мы занимаем 6 место в мире
после Китая, Индии, США, Индонезии Бразилии. По индексу развития
человеческого потенциала находимся на 57 месте;

- изменилось к худшему и геостратегическое положение России. Мы
оказались отодвинутыми от Западной Европы, от регионов Ближнего и
Среднего Востока, сузились возможности выхода в Черное, Средиземное и
Балтийское моря;

- у общества на уровне обыденного сознания нет объединяющей идеи
внешней политики (Запад, Восток, Евразийство).

В целом Россия как субъект международной политики является:

- великой державой (по природным запасам, по территории, по
ядерным вооружениям, по науке);

- региональной державой (по ВВП, по применению высоких
технологий);

- развивающейся страной (по социальному обеспечению, по
продолжительности жизни).

Формы международных политических отношений

Субъекты международной политики вступают в различные по форме политические отношения. По мнению польского ученого М. Мораве ц ко го, основными из них являются отношения сотрудничества и отношения соперничества.

Сущность отношений сотрудничества определяет общность межгосударственных интересов, от объема и степени которой зависит объем и уровень возможного сотрудничества.

Отношения соперничества зависят от степени противоречия интересов субъектов международной политики. Они могут проявляться в форме принуждения (метрополия - колонии), борьбы, конфликтов и даже


холодных и горячих войн. Примером отношений соперничества может служить холодная война между мировой системой социализма и мировой системой капитализма, когда отношения носили милитаризованный характер, шла открытая гонка вооружений.

По данным Стокгольмского международного института мира, в средине 80-х годов более половины ученых и технической интеллигенции планеты работали над созданием средств и методов разрушения, а не создания материальных ценностей. Военные расходы составляли 1000 млрд. долларов в год, или свыше 2-х миллионов долларов в минуту. В то же время из 500 млн. голодающих в мире около 50 млн. человек ежегодно умирали от истощения. В конце 90-х годов XX века военные расходы забирали примерно 18% национального дохода Советского Союза («Правда», 29,04.1990.) в 1991 году бюджет министерства обороны в два раза превышал ассигнования на финансирование народного хозяйства.

Не утихают и горячие войны, число которых на планете перевалило за 14 тысяч. Так в войнах XVII века погибло 3,3 млн. человек, XVIII века - 5,5 млн. человек, XIX века — 16 миллионов человек, XX века — около 100 миллионов человек.

Сложившаяся в 80-90 годы XX века ситуация потребовала кардинальных перемен, коренного обновления как философско-теоретических основ, так и практического обновления мировой политики.

Новый подход заключался в более четком осознании той непреложной истины, что нынешний противоречивый, взаимосвязанный мир стал слишком маленьким и хрупким для войн и силовой политики. Но и в этик условия сохранились сторонники отношений силовой борьбы на мировой арене. Сущность этих отношений Т.Моргентау определил как арену острого противоборства государств.

В основе этих отношений лежит стремление к увеличению своей власти или силы, и к уменьшению силы других. Поэтому, например, США в своей Доктрине национальной безопасности объявляют зоной своих


интересов Персидский залив, район Каспийского моря, Югославию и так далее.

Однако сегодня большинство субъектов международной политики все больше понимают, что интересам народов отвечают отношения сотрудничества, согласия и компромисса. Именно к таким отношениям стремится большинство государств, входящих в ООН.

Цели и приоритеты внешних политических отношений.

Согласно Уставу, ООН преследует следующие цели:

- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью
принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и
устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других
нарушений мира, улаживать или разрешать, в соответствии с принципами
справедливости и международного права, международные споры или
ситуации, которые могут привести к нарушению мира,

- развивать дружественные отношения между нациями на основе
уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также
принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира,

- осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении
международных проблем экономического, социального, культурного и
гуманитарного характера, поощрять и развивать уважение к правам
человека, основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и
религии,

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих
общих целей.

Для достижения своих целей ООН и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

- суверенное равенство всех ее членов;

- добросовестное выполнение принятых на себя по уставу
обязательств;


- разрешение международных споров мирными средствами таким
образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и
справедливость;

- воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее
применения как против территориальной неприкосновенности или
политической независимости любого государства, так и любым каким-либо
другим способом, несовместимым с целями ООН;

- оказание Организацией всемерной помощи во всех действиях,
принимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания
помощи любому государству, против которого ООн предпринимает
действия превентивного или предупредительного характера;

- невмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю
компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает
применения принудительных мер в случае угрозы миру, нарушения мира и
актов агрессии);

- обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не
являются его членами, действовали в соответствии с этими принципами,
поскольку это может оказаться необходимым для поддержания
международного мира и безопасности. В некоторых случаях ООН может
использовать и вооруженные силы, созданные Советом Безопасности в 1964

году.

В современных условиях главные усилия российской внешней политики направляются на достижение следующих основных целей,

1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и
укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных
позиций в мировом сообществе.

2. Воздействие на мировые процессы в целях формирования
стабильного, справедливого и демократического миропорядка, стоящегося
на принципах и нормах международного права.


3. Создание внешних благоприятных условий для поступательного
развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни
населения.

4. Формирование пояса добрососедства по периметру российских
границ, предотвращение конфликтов.

5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами
и межгосударственными объединениями, формирование партнерских и
союзнических отношений.

6. Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и
соотечественников за рубежом.

7. Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация
русского языка и русской культуры в мире.

Достижение этих целей будет способствовать сохранению за Россией статуса великой державы. В вопросе сохранения такого статуса РФ в мире нет разногласий в среде российской политической элиты. Разногласия существуют по другому вопросу - как это сделать, какие средства использовать?

Сторонники силового подхода утверждают, что величие России должно создаваться и поддерживаться путем укрепления своего военно-политического авторитета, противоборства с существующими силовыми центрами через создание своего центра силы совместно со странами СНГ и с другими государствами, преимущественно с азиатскими. Россия может усилить свое влияние в мире путем повышения ее «силового» авторитета.

Другой, экономический подход возвеличения России заключается в развитии его внутреннего потенциала, прежде всего экономики, в увеличении ее доли в мировом производстве, в повышении конкурентной способности товаров на мировом рынке, в укреплении хозяйственных и торговых связей с другими государствами.

Оба подхода - и политический и экономический способствуют укреплению России. Но более результативным будет, видимо, путь


использования обоих подходов для того, чтобы внутренне развитие России повышало ее силовой потенциал на международной арене

Большое значение имеет также укрепление российской государственности, консолидации гражданского общества, повышение материального уровня жизни людей. Все это будет повышать притягательную силу нашей страны.

При обоих подходах учитываются угрозы национальной безопасности России, которые обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного
влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего
расширение НАТО на Восток;

возможность появления (и уже реальное появление) в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и войсковых соединений;

- распространение оружия массового уничтожения и средств
доставки;

- ослабление интеграционных процессов в СНГ;

- возникновение и обострение конфликтов вблизи государственных
границ РФ и внешних границ СНГ;

- притязания на территорию России со стороны некоторых государств.
В концепции внешней политики РФ, принятой в 2000 году,

определены, прежде всего, глобальные приоритеты нашей страны. Они таковы:

- в области укрепления международной безопасности Россия
выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных
отношениях. В этих целях Россия будет неукоснительно выполнять взятые

на себя обязательства по действующим договорам в области ограничения и сокращения вооружений. РФ будет заключать и новые договоры, способствующие укреплению мира;

- в области международных экономических отношений главным

а приоритетом российской внешней политики является содействие развитию

национальной экономики. Для достижения этой цели РФ будет обеспечивать, благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики

рыночного типа, включаться в международную торговую систему и т. д;

в области информационного сопровождения своей внешнеполитической деятельности важной задачей Россия считает доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам и проблемам внутренней жизни, о достижениях науки и культуры.

В концепции внешней политики РФ определены, наряду с'

глобальными, и региональные приоритеты.

Первым из них называется обеспечение многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами — участниками содружества независимых государств.

Важнейшей составляющей этого сотрудничества признается развитие стратегического партнерства, в котором бы учитывались интересы национальной безопасности России, равно как и других стран СНГ. Это Договор о коллективной безопасности, совместные усилия в борьбе с терроризмом, создание единого экономического пространства (России. Казахстана, Украины и Белоруссии), развитие сотрудничества в военно-политической области.

Традиционным приоритетным направлением внешней политики России является ее отношение с европейскими государствами. Главная цель на этом направлении создание стабильной системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

Ключевое значение имеют отношения России с Европейским Союзом. Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в целом в Европе. Это расширение Союза за счет вступления в него новых государств, переход к единой валюте, реформирование общих политических и экономических институтов, становление общей внешней политики стран Евросоюза.

Во внешней политике РФ добивается учета своих интересов в системе этих отношений.

Важнейшим направлением внешней политики РФ является ее отношение с Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Россия реально оценивает роль НАТО в современном мире и намерена сотрудничать с пей в интересах безопасности и стабильности на европейском континенте и во всем мире. В этих целях заключен и 27 мая 1997 года принят Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности РФ и НАТО.

Он регулирует вопросы неприменения силы и угрозы силой, не размещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.

Россия придает большое значение отношениям с ведущими западноевропейскими государствами, такими как Великобритания, Германия, Италия, Франция. В большинстве случаев они поддерживают Россию в отстаивании своих интересов в европейских и моровых делах.

Актуальной задачей российской внешней политики остается укрепление сотрудничества с государствами Восточной Европы (Польшей, Чехией, Венгрией и т.д.) Россия стремится сохранять наработанные десятилетиями человеческие, хозяйственные и культурные связи между ними, поддерживать сотрудничество в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Как и в прошедшие времена, приоритетным направлением во внешней политике РФ является дальнейшее развитие сотрудничества с Соединенными Штатами Америки.

Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных, разногласий между нашими странами, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения

Л

международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности. Достаточно сказать, что РФ и США — это крупнейшие ядерные державы.

Поэтому только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, урегулирование наиболее опасных региональных конфликтов. В декларации о новых стратегических отношениях, подписанной Д. Бушем и В.Путиным в Москве в мае 2002 года определен курс на стратегическое партнерство.

Возрастающее значение во внешней политике РФ приобретают отношения с государствами Азии.

Это обусловлено территориальной принадлежностью нашей страны к этому региону, а также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Главной задачей внешней политики в этом районе мира Россия считает развитие дружественных отношении с Китаем и Индией,

Между нашими странами сложились добрососедские отношения, прежде всего в политической области, в принципиальных подходах к ключевым вопросам мировой политики. Задача состоит в том, чтобы привести масштабы экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Сложно, непросто складываются наши отношения с Японией. Они осложнены так называемым территориальным вопросом, претензией Японии на Южно-Курильские острова. Россия не может «отдать» острова, ибо это создало бы прецедент перекройки границ. Идет трудный поиск решения этой проблемы.

Внешняя политика РФ ориентирована и на ряд других регионов мира, где наша страна имеет свои национальные интересы. Это Балканы, Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, Африка, Центральная и Южная Америка.

Особое место в российской внешней политике занимает Ближний Восток, включая зону Персидского залива и Северную Африку.

Таковы на сегодня приоритетные направления внешней политики РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: