Макроэкономическое равновесие

Жизнь рыночной экономики можно охарактеризовать как одновременное пребывание в двух взаимоисключающих состояниях: равновесие и неравновесие (динамика).

В рыночной экономике все произведенные продукты (совокупное производство) должны стать товарами (совокупное предложение), а все доходы (совокупный доход) должны быть израсходованы (совокупный спрос) и отоварены (совокупное потребление). Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое идеальное, но практически недостижимое состояние рыночной экономики и есть ее “экономическое равновесие”.

С другой стороны, рыночная экономика находится в постоянном движении, что вызывает нарушение равенства совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя каждое такое отклонение сопровождается многими негативными последствиями, только посредством подобных отклонений происходит “экономическая динамика” – развитие рыночной экономики. Рассмотрим эти состояния более подробно.

Макроэкономическое равновесие – достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS).

Макроэкономическое равновесие представляет собой единственный ценовой уровень, при котором величина предлагаемой на рынке совокупной продукции (товаров и услуг) равна величине совокупного спроса.

Различные направления экономической науки по-разному оценивали проблему достижения макроэкономического равновесия. Коротко остановимся на важнейших из них.

Классическая теория макроэкономического равновесия. Экономисты-классики (А.Смит, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэй, А.Маршалл и др.) считали, что рыночная экономика самостоятельно справляется с эффективным распределением ресурсов и их полным использованием. Основным положением этой теории является закон Сэя, согласно которому сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенных товаров, т.е. предложение порождает свой собственный спрос (АD = АS).

Способность рыночной экономики к саморегулированию обеспечивает нужный уровень производства и занятости автоматически (хотя иногда могут возникать нарушения в экономике, связанные с войнами, засухой, политическими переворотами). Поэтому полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшая экономическая политика государства – невмешательство в экономику. Эти взгляды господствовали в экономической науке вплоть до 30-х годов ХХв.

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Экономические кризисы 1930-х годов опровергли классическую теорию. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс и его последователи доказали, что для монополистической экономики характерно неравновесие, она не гарантирует полной занятости, поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования.

Кейнс считал совокупный спрос изменчивым, а цены неэластичными (не имеющими тенденции к снижению при росте объема продаж), поэтому безработица может сохраняться в течение длительного времени. Отсюда необходимость макроэкономической политики регулирования совокупного спроса, который очень изменчив. Кейнс считал, что для сбалансированности экономики, достижения ею равновесия спрос должен быть “эффективным”. Государство, поддерживая частные инвестиции путем налоговой, кредитно-денежной политики и осуществляя государственные расходы, компенсирует недостаток “эффективного спроса” дополнительным государственным спросом и тем самым помогает экономикеприблизиться к уровню полной занятости.

Неоконсервативная теория. В середине 1970-х годов в западных странах произошло падение темпов роста промышленного производства. К такому феномену привели:

а) очередной кризис перепроизводства;

б) наступление (примерно через 50 лет после окончания Великой депрессии) “понижательной” волны большого цикла;

в) повышение цен на нефть странами-членами ОПЕК более чем в 4 раза, что способствовало высокой инфляции издержек при одновременном спаде производства, так называемой стагфляции (сочетание стагнации производства с инфляцией).

Мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвратить спады производства. На смену этой теории пришло неоконсервативное направление, которое вновь выступило за невмешательство государства в хозяйственную деятельность фирм. Была разработана модель макроэкономического регулирования, основанная на возрождении рыночного саморегулирования и стимулировании частного предпринимательства. В соответствии с рекомендациями неоконсерваторов в основу экономической политики США, Великобритании, ФРГ и ряда других государств был положен принцип “эффективного предложения’’ – поощрение частного бизнеса. Чтобы сделать более выгодным свободное предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и на трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприятий – продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планирование хозяйства, уменьшено финансирование социальных программ. Проведенные меры позволили существенно уменьшить дефицит государственного бюджета, сократить количество денег в обращении, при этом темпы инфляции упали в 3–4 раза, а темпы хозяйственного развития возросли.

Но и модель неоконсервативного регулирования экономики не спасла Запад от спадов производства и инфляции. В 1979–1981 гг. разразился новый экономический кризис. Начались поиски нового макроэкономического регулятора.

Смешанное управление. Критическое сопоставление государственного (кейнсианского) и рыночного (неоконсервативного) регуляторов убедительно доказало неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизмов. Тип смешанного управления национальным хозяйством предложил лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США). Этот макроэкономический регулятор имеет следующие специфические черты.

1. он органически сочетает устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (социальной сферы, нерыночного сектора), и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется для удовлетворения быстро меняющихся личных запросов.

2. смешанное управление позволяет оптимально сочетать макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость и стабильность экономического роста.

3. новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение и тем самым преодолеть асимметричность концепций эффективного спроса кейнсианства и эффективного предложения неоконсерваторов.

Этот тип макроэкономического регулирования сегодня преобладает во всех развитых странах с рыночной экономикой, хотя имеются его различные варианты:

• с минимальным участием государства в регулировании экономики (США);

• с максимально допустимым государственным регулированием (Швеция, Австрия, Германия, Япония и др.).

Виды макроэкономического равновесия:

1. Общее и частичное равновесие. Под общим равновесием понимается взаимосвязанное равновесие всех национальных рынков, т.е. равновесие каждого рынка в отдельности и максимально возможное совпадение и реализация планов хозяйствующих субъектов. При достижении состояния общего экономического равновесия хозяйствующие субъекты удовлетворены полностью и не меняют уровень спроса или предложения для улучшения своего экономического положения.

Частичное равновесие — это равновесие на отдельных рынках, входящих в систему национальной экономики.

2. Равновесие может быть краткосрочным (текущим) и долгосрочным.

3. Равновесие может быть идеальным (теоретически желаемым) и реальным. Предпосылки достижения идеального равновесия — это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто при условии, что все участники хозяйственной деятельности находят на рынке предметы потребления, все предприниматели — факторы производства, весь годовой продукт полностью реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, существующего при несовершенной конкуренции и наличии внешних эффектов и устанавливающегося при неполной реализованное™ целей участников экономической деятельности.

4. Равновесие может также быть устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, вызывающий отклонение от равновесия, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может саморегулироваться, то равновесие называют неустойчивым. Исследование устойчивости и условий достижения общего экономического равновесия необходимо для выявления и преодоления отклонений, т.е. для проведения эффективной экономической политики страны.

Нарушение равновесия означает, что в различных сферах и отраслях экономики отсутствует сбалансированность. Это приводит к потерям валового продукта, снижению доходов населения, появлению инфляции, безработицы. Чтобы достигнуть равновесного состояния экономики, не допустить нежелательных явлений, специалисты используют макроэкономические модели равновесия, выводы из которых служат для обоснования макроэкономической политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: