Методика SWOT-анализа с использованием четырехпольной таблицы

Одной из часто используемых качественных методик про­ведения SWOT-анализа является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы, рис. 1.3.

Внутренние факторы Внешние факторы
 
Сильные стороны

 
 

 
Возможности

 
 

 
Слабые стороны

 
 

 
Угрозы.

 
 

Рис. 1.3. Таблица четырехпольного SWOT-анализа

Этапы реализации методики:

1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, от­дельные подразделения (филиалы и т. д.) или бизнес-единицы.

2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (анализпроводится методом экспертных оценок или методом Дельфи). Для экспертов могут быть установлены рейтинговые коэффи­циенты.

3. Разработка формата для занесения результатов анализа факторов экспертами и итоговой формы. При необходимо­сти — проведение тестирования формата. Таблица четырех­польного SWOT-анализа обычно не вызывает трудностей при заполнении, но довольно часто возникают сложности при формировании итоговой матрицы, что необходимо учесть на данном этапе.

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT-анализа. Данная методика обычно не имеет ограничений по чис­лу факторов, оцениваемых экспертами. Каждый эксперт опре­деляет набор факторов микросреды и внутренней среды пред­приятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы распределяются по группам: сильные и слабые стороны пред­приятия, возмбжнрсти и угрозы рыночной среды.

5. Подготовка итогового формата анализа. Здесь часто воз­никают проблемы, связанные с низкой формализацией данно­го анализа. Кроме того, данный формат не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния на деятельность предприятия, а также по рейтингу показателей у разных экспертов. Это, в свою очередь, снижает ценность анализа и усложняет использование результатов в процессе разработки программ и планов предприятия в рыночной среде.

Пример использования таблицы четырехпольного SWOT-анализа представлен на рис. 1.4.

6. Использование результатов итогового формата SWOT-анализа в процессе стратегического планирования.

7. После окончания планового периода проведение оценки запланированных действий с точки зрения достижения целей предприятия в рыночной среде.

Внутренние факторы Внешние факторы
  Сильные стороны: Передовое импортное оборудование и технологии. Отлаженная информационная система получения заказов. Стабильные отношения с поставщиками. Собственная база НИОКР. Высококвалифицированный; производственный персонал. Наличие сертификата ISO 9000. Сравнительно низкая себестоимость. Минимальные потери и хищения   Возможности: Высокие темпы роста спроса на товар в России. Возможность получения российскими компаниями квоты на экспорт в ЕС. Большая емкость рынка России. Отсутствие товаров субститутов. Появление новых поставщиков комплектующих изделий
  Слабые стороны: Ограниченность складов. Отсутствие региональных представительств. Слабая координация подразделений по обслуживанию потребителей. Отсутствие опыта у ряда менеджеров. Отсутствие собственного грузового транспорта. Недостаток оборотных средств   Угрозы: Ужесточение конкуренции между существующими конкурентами. Сезонные колебания спроса на товар. Риск появления иностранных конкурентов. Угроза со стороны движений в защиту окружающей среды в регионе

Рис.1.4. SWOT-анализ для российского предприятияпроизводителя мебели

Методика SWOT-анализа с использованием четырехпольной матрицы

Основным недостатком методики проведения SWOT-ана­лиза с использованием четырехпольной таблицы является трудность принятия решения и разработки возможных дейст­вий по учету факторов рыночной среды из-за небольшой ин­формативности. Методика качественного SWOT-анализа с ис­пользованием четырехпольной матрицы решает часть этих проблем табл. 1.2.

  Возможности (ВО) Угрозы (УГ)    
■•:■:>:■ Показатель ВО 1 Показатель УГ 1
  Показатель ВО 2 Показатель УГ 2
  Показатель ВО 3 Показатель УГ 3
  Показатель ВО 4 Показатель УГ 4
  Показатель ВО 5 Показатель УГ 5
Сильные стороны (СИС) Группа 1 Группа 2
  Разработка стратегий, Разработка стратегий,
Показатель СИС 1 использующих «силу» использующих «силу»
Показатель СИС 2 для реализации для устранения
Показатель СИС 3 «возможностей» СИВ «угроз» СИУ
Показатель СИС 4    
Показатель СЙС 5    
Слабые стороны (СЛС) 5 Группа 3 Группа 4
  Разработка стратегий, Разработка стратегий,
Показатель СЛС 1 минимизирующих минимизирующих
Показатель СЛС 2 «слабость», «слабость»
Показатель СЛС 3 преодоление слабости и избавления
Показатель СЛС 4 за счет выявления от слабостей
Показатель СЛС 5 «возможностей» СЛВ и предотвращения
    «угроз» СЛУ

Табл. 1.2. МАТРИЦА ЧЕТЫРЕХПОЛЬНОГО SWOT-АНАЛИЗА

Рассматриваемая методика позволяет получить не только перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз рыночной среды, но и возможные стратегии для учета их при разработке программ предприятия.

Этапы реализации методики:

1. Определение объекта анализа: предприятие в целом, от­
дельные подразделения (филиалы и т. д.) или бизнес-единицы.

2. Определение критериев отбора и отбор экспертов (ана­
лиз проводится методом экспертных оценок или методом
Дельфи). Для экспертов могут быть установлены рейтинговые
коэффициенты.

3. Разработка формата для занесения результатов анализа
экспертами и итоговой формы. При необходимости — тести­
рование формата.

4. Заполнение согласованного экспертами формата SWOT-
анализа в два этапа.

На первом этапе каждый эксперт определяет перечень фак­торов микросреды и внутренней среды предприятия, которые, с его точки зрения, наиболее важны. Факторы распределяются по группам: сильные и слабые стороны предприятия, возмож­ности и угрозы рыночной среды. Данная методика предусмат­ривает ограничения по числу факторов, выбранных экспертом, — обычно 3 — по каждой группе.

На втором этапе каждый эксперт сопоставляет данные че­тырех групп факторов для разработки возможных стратегий (четыре внутренние колонки).

Обычно первый этап анализа выполняется каждым экспер­том самостоятельно, а затем проводится общее обсуждение за­полненной итоговой формы по данному этапу и совместная разработка второй части.

5. Подготовка итогового формата анализа микросреды и внут­ренней среды предприятия. Здесь часто возникают проблемы, связанные; с низкой формализацией данного анализа. Кроме этого, данный формат не предусматривает количественной оценки факторов по важности, силе влияния на деятельность предприятия, а также рейтингу показателей у разных экспертов. Могут возникнуть также сложности с оценкой предлагаемых экспертами стратегий и программ действий. Это, в свою оче­редь, снижает ценность анализа и усложняет использование ре­зультатов в процессе планирования и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow