Опорные материалы для работы

Введение

Подростковый и юношеский период (тинэйджеры от 12 до 19) обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой достижение социальной зрелости.

Ранняя юность и подростничество - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе приобретает ряд новых, взрослых качеств. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юноши. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Переход от детской зависимости к независимости зрелого возраста тре­буют от подростка перемен в жизненном сценарии. Многие молодые люди проходят через периоды дезорганизации, реорганизации и интеграции своей личности. Эти процессы проходят на фоне физиологических изменений, наи­более существенным из которых является половое созревание.

Психофизиологические изменения подросткового возраста обуславливаются нейроэндокринными сдвигами, влияющими на эмоциональное состояние под­ростка, что типично для предпубертатного и пубертатного периода подросткового возраста.

В ряду таких психологических изменений личности подростка как осознание и принятие физического изменения своего тела, формирование телесного образа Я; изменениями в отношениях со сверстниками; развитие абстрактного мышления, "философская интоксикация"; формиро­вание Я-концепции; «экспериментирование" с различными психоак­тивными веществами в процессе осознавания границ своей личности, существует изменение социального статуса в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще и не взрослый, что приводит к напряжению в социальной позиции, влияющей на от­ношения со взрослыми людьми.

Проявляется подростковая эмансипация (отделение): как позитивный, так и негативный ее опыт. Негативным опытом эмансипации может быть агрессивное и зависимое пове­дение подростков.

Отношение с родителями и значимыми взрослыми становятся напряженными. Отделение от родите­лей - это процесс, который часто бывает конфликтным для всех членов се­мьи. Если родители и другие взрослые, определяющие среду социального развития ребенка, не готовы помочь подростку конструктивно решать эту задачу, то на естественные трудности этого периода для подростка накла­дываются психологические проблемы и самих родителей, что значительно усложняет всю картину внутренней жизни подростка в целом.

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.

Будучи не успешным в решении психологических задач, стающих перед подростками, не пройдя благополучно кризиса идентичности, поЭриксону,состоящего из серий социальных и индивидуально- личностных выборов, идентификации и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по 4 основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание телесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовывать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование "негативной идентичности"; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания, то есть он может уйти в аддиктивные формы поведения.

Развитие именно ответственного поведения наряду с целенаправленностью, осознанностью, самоценностью, креативностью, личной силой, может помочь решить подростку актуальные для него психологические задачи:

· осознать и принимать физические изменения в своем теле;

· развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках;

· учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность;

· осознать свою личную ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках;

· развивать зрелые отношения с людьми своего и противоположного пола;

· исследовать ценности, отличающиеся от ценностей семьи родителей и род­ной культуры;

· развивать свою сексуальную зрелость;

· обретать финансовую независимость;

· отделяться от своих родителей и покидать дом.

Основой первичной профилактики аддиктивного поведения мы считаем формирования и развития ответственного поведения у подростков. Однако это положение предполагает тотальные усилия и родителей и педагогов о сложностях формированиях ответственного поведения у детей и подростков в семье рассказывает выпущенное ТОГИРРО одноимённое методическое пособие.

По мнению Н.А.Сироты на личностьвоздействуют разнообразные требования соци­альной среды. Требования эти невозможно предугадать заранее и невоз­можно ребёнка от них обезопасить, если они негативные. Чаще всего трудно окончательно разграничить их негативные и позитивные значения Личность на эти требования может реагировать неосознанным поведенче­ским ответом. Это - один путь реагирования. Второй путь реагирования на требования среды может осуществляться через самоуправляемый процесс преодоления. Этот процесс состоит из осмысления, понимания и оценки требований среды. Это - процесс первичной когнитивной оценки. Затем идёт процесс осмысления, понимания того, смогу ли я и каким образом, справиться с требованиями среды. Это - вторичная когнитивная оценка ситуации. Затем возникшая ситуация рассматривается ещё раз, как бы но­вым взглядом. Это - когнитивная переоценка ситуации. Затем уже про­исходит выбор наиболее оптимальной и эффективной формы поведения, его реализация и закрепление в форме поведенческого жизненного стиля. Это - путь осознанного поведенческого ответа на требования среды, путь ответственного поведения. Таким образом, целями профилактики могут быть: 1) либо отработка неосознанных поведенческих навыков на требования социальной среды, 2) либо развитие процесса осознания, понимания собственного пове­денческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для дан­ной личности и его закрепление. Мы считаем, что профилактика зло­употребления психоактивными веществами среди детей и подростков должна, прежде всего, преследовать вторую цель. Проведение таких про­филактических вмешательств - дело более трудоёмкое и сложное, зато и эффект от него долговременный и надёжный. Такая профилактика носит название копинг-профилактики (от слова - копинг - совладание, преодо­ление; опыт, накопленный в результате совладания с требованиями среды, стрессом).

В чём же заключается копинг-профилактика злоупотребления нарко­тиками?

Целями такой профилактики являются развитие и модификация по­веденческих стратегий, способствующих эффективному совладанию с требованиями социальной среды. К таким стратегиям относятся страте­гии разрешения проблем, поиска и оказания социальной поддержки и избегание искушения наркотизации. Кроме того, важнейшими целями являются развитие ресурсов личности человека и социальной среды, с по­мощью которых возможно осуществлять эффективный здоровый и ос­мысленный поведенческий выбор. К таким ресурсам относятся: способ­ность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной социальной ситуации, сформированность позитивной Я-концепции (самооценки, самоуважения, самоэффективности), способность само­стоятельно контролировать свой поведенческий выбор, целый ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, пони­мать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение соци­альной компетентности, восприятия и оказания социальной поддерж­ки.

Разработана профилактическая программа, направленная на усвоение аддиктивных способов совладение со стрессом, на формирование навыков уверенного поведения, эффективного общения стратегий разрешения проблем, поиска и оказание социальной поддержки.

Описание тренинговых программ по копинг–технологиям и теоретические обоснования этих программ представлены в книге Н.А.Сироты, В.М.Ялтонского, И.И. Хажилиной, Н.С.Видермана. Профилактика наркомании у подростков.- М,2001 год. (Приложение № 3)

Наше методическое пособие посвящено формированию такого копинг-ресурса, как способность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор – именно того ресурса, который предполагает развитое ответственное поведение.

Приведенные в пособии материалы и программы по большей части своей предполагают активные методы (так, наиболее эффективное при работе с подростками является групповая форма). Эффективность групповой формы работы объясняется не только той особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками, но и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы. Большое количество упражнений, включённых в социально-психологический тренинг при рефлексии предполагают акцент на ответственность – безответственность.

Одним из вариантов позволяющих эффективно распорядиться опорными материалами может быть модульный вариант, предложенный доктором психологических наук Е.Л.Доценко, являющимся руководителям научно-практического семинара (при поддержке областного центра по профилактики и борьбе с наркоманией) “Профилактика аддиктивного поведения в школе” при ТГУ. В период 2001-2002 года (см. Приложение1,2.).

При работе над формированием ответственного поведения мы можем опираться, на такие основные новообразования тинэйджеров как: открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее отдельных свойств, появление жизненного плана, самоопределение. Так же опорой являются такие ва жнейшие социальные потребности, как пот ребность в общении (расширяется круг интересов, возрастает интерес к миру. Этот интерес может быть удовлетворен через общение, что в свою очередь помогает решить проблемы самоопределения, самоутверждения, самопознания). Потребность в понимании, потребность в обособлении, отличении себя от других, реализуется эта потребность через уединение. Потребность в достижении успехов в определенной деятельности. Потребность в поиске собственного "Я", смысла жизни, своего предназначения.

Эффективность, конструктивность, психопрофилактической работы определяется ещё и значимостью для подростка того взрослого, кто берёт на себя ответственность проводить такую работу.

Особые требования и пожелания такому взрослому (см. в Приложении № 5).

Однако, как подчеркивает И.В.Дубровина, анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми в школе очень часто не получает своего удовлетво­рения. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Итак, наше методическое пособие состоит из программ, игр, упражнений и других материалов, направленных на развитие и осознавание навыков ответственного поведения. Общающийся, взаимодействующий с подростками взрослый, заинтересованный в их развитии, может найти здесь необходимые для него формы и методы организации профилактики аддиктивного поведения.

Часть материалов адаптированы и адресованы именно для детей и подростков, некоторые – менее. И здесь есть простор для творчества, предполагающего поиск актуальных контекстов для детей и подростков.


I

Опорные материалы для работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: