Действительно,психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, которое возможно только при наличии ответственного поведения. Адаптивные дети не имеют запаса прочности психологического здоровья, а уходящие в аддикции дети отличаются уже нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам (давлениям) в ущерб своим желаниям и возможностям. Наиболее типичная проблема таких детей - страх не соответствовать ожиданиям других и другие социальные страхи. Ребенок с преобладанием аккомодативных средств использует активную наступательную позицию, стремясь подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Именно поэтому формирование ответственного поведения является реальной профилактикой любой зависимости.
|
|
Работа над развитием и формированием ответственного поведения предполагает актуализацию у учащихся такого рода смысловых установок, которые образовывали бы личностные препятствия к вовлечению и употреблению ПАВ, уходу в другие, не химические аддикции и ставит следующие цели:
· обучение методом сопротивления социальному давлению и манипуляциям
(техники «спасибо, нет», навыки отказа);
· осознавание вербальных и невербальных способов манипуляции;
· умение настаивать на своем и совершать свой собственный выбор (настоящая свобода выбора - не произвол, она предполагает ответственность за собственные поступки, владение собой и обстоятельствами);
· стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям;
· формирование адекватной самооценки;
· выработку социальной компетенции, предполагающей развитое ответственное взрослое состояние, когда человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом исполнять обязанности, налагаемые на него требованиями общества и среды окружения в повседневной жизни. Модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетентность, приведена в приложении № 4.
· активного создания собственного пространства, получение удовольствия от возможности конструирования собственного пространства.
· личностную и социальную адаптацию;
· знание о провоцирующем поведении и поведении жертвы;
· умение амортизировать и купировать собственную и чужую агрессию;
· развитие родительского и взрослого состояния, что ведет к снижению внушаемости, развитие прогнозирования последствий своих поступков;
|
|
· увеличение поведенческого репертуара;
· осознание наряду с ценностью коллективизма ценности индивидуализма;
· знакомство с неотъемлемыми правами личности;
· умение анализировать собственные поступки;
· сформированность убеждения, что отказ от ПАВ признак зрелого
(ответственного) поведения.
1.1
Осознавание социального давления и манипуляции,
методы сопротивления им
1.1.1.
«Как сказать «нет» и не потерять друзей:
«манипулирование» глазами школьного психолога
( Подросток на перекрестке эпох. М., Генезис, 1997г. )
Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны психологам. Тем не менее, до последнего времени в работах отечественных авторов эти темы были непопулярны, поэтому, вероятно, до 1993 года отсутствовало определение феномена манипуляции.
Что же это за феномен, столкновения с которым столь неприятны? "Манипуляция — это вид психологического воздействия, используемый для достижения" одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий" (Е.Л. Доценко. Манипуляция: психологическое определение понятия/ Психологический журнал. 1993.№4.с. 137). В процессе конструирования определения автор указывает на необходимость выделения намерения как ядра манипулятивной попытки: "...стремление отправителя воздействия непременно реализовать именно свой сценарий, навязать свое соотношение сил, добиться односторонних преимуществ" (там же).
Манипулятивное поведение рассматривалось такими психологами, как Э. Фромм, Э. Берн, М. Джеймс и Д. Джонгвард, У. Новак и В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, А.Б. Добрович, Е.Л. Доценко и др. Как правило, большее внимание уделялось вопросам классификации и определения, а также вариантам объяснения этого феномена, чем методическим аспектам обучения сопротивлению манипулирования.