Манипулирование в подростковой среде

В своей работе школьный психолог сталкивается с проблемами, кото­рые связаны с неконструктивным поведением. Одним из них является манипулятивное поведение в подростковой среде.

Подростки используют достаточно жесткие манипулятивные приемы.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям у них еще не достаточно сформированы, это может быть связано с тем, что подро­стки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией. Возрастные особенности тинэйджеров описаны в трудах Д.И.Фельдштейна, И.С. Кона, Э. Эриксона, X. Ремшмидта. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достой­ного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспо­мощным в ситуациях манипулирования.

Кратко опишем основные моменты, которые стоит учитывать при со­здании коррекционных программ, цель которых — научить подростков сопротивляться манипулированию собой.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоен­ных прежде. Есть три момента, существенных для понимания самооцен­ки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я", т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характери­стик, определяющих для него идеальный "образ Я", тот должен иметь вы­сокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими харак­теристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Другой фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными слова­ми, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцени­вают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование са­мооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом кар­тина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпрета­ции суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно за­данные стандарты, всегда носит субъективный характер (Р. Берне, 1986. с. 35-37).

Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и пре­одолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представ­ление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы.

В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от то­го, насколько позитивным это действие будет выглядеть в глазах окружа­ющих.

Поскольку манипуляция — скрытое и косвенное воздействие, необхо­димо отметить, что не каждый взрослый может защитить себя и не испы­тывать негативных эмоций. Старшеклассники находятся в возрасте, ос­новная особенность которого — повышенное стремление к необоснован­ному риску (В. Петровский, Б.Мастеров). Поэтому манипулирования друг другом несколько отличаются от манипуляций взрослых. Одним из жест­ких приемов является достаточно распространенный "а слабо", который можно расшифровать примерно так: "Если ты настоящий мужчина, то ты сделаешь это... ". Проблемными являются темы, связанные с недостат­ками, особенно физическими: "С такой рожей, как у тебя, только на дево­чек засматриваться". Подростки стремятся во что бы то ни стало дока­зать свою силу, взрослость. Часто взросление понимается подростками слишком утилитарно: перенять такие атрибуты взрослой жизни, как куре­ние, алкоголизация, наркотики, сексуальные отношения. В этом возрас­те также начинают проявляться и межполовые манипуляции, которые мо­гут быть связаны с сексуальным принуждением, с давлением ("доказать любовь" и т. д.). Сильнее всего страдают от манипуляции отношения по­строенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: