Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков

(Подросток на перекрестке эпох М., Генезис, 1997)

Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома (Р01), построенному на базе концепции А. Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф. Перлза и Р. Мэя, названная отношением со време­нем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности.

Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи:

Ø во-первых, способность жить настоящим, то есть переживать насто­ящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого,

Ø во-вторых, способность ощущать неразрывность прошлого, настоя­щего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим. Кто чувствует себя более состоятельным — нищий, наконец получивший надежду на улучшение финансового положения или владелец определенного состояния, лишившийся источника его пополнения?

Исследователи человеческой природы пишут также о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.

Непростые вопросы отношений со временем актуальны для учителей, воспитателей и психологов. Для подростков они остро актуальны, ибо юношеский кризис идентичности, описанный в возрастной периодиза­ции Э. Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем.

Кризис идентичности — это нормативный кризис 15-17 лет. Он необ­ходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс об­ретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными фактора­ми, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова:

Ø подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне,

Ø в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное само­определение происходит, поданным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникатив­ной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера (см. раздел 1, гл. 3). Уход из школы в ПТУ или техникум, смена клас­са и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначи­тельно.

Таким образом, несмотря на тревожный и ежегодный процесс пере­группирования учеников, несмотря на повторяющиеся из года в год про­блемы в школе, не ведется необходимая и систематическая работа по со­гласованию ближних и дальних перспектив подростка. Не умеют грамот­но вести ее и родители, как бы ни были они заинтересованы в результатах этой работы.

Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе, обучающей целеполаганию, на­выкам планирования и достижения поставленных целей. Пример такой программы - курс «Думая о будущем». Начинать его с 15-17-летними школьниками уже поздно. Очевидно, что этот курс интегрирует результа­ты других курсов, направленных на принятие себя, на получение знаний о своих правах, индивидуальных особенностях и потребностях и на навыки самоподдержки и преодоления стресса.

Программа курса включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и соответственно, по методам.

Первый этап может быть назван "Искусство успевать" и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или "не успевают справляться с нагрузками".

Второй этап - для четырнадцатилетних - посвящен умению ставить цели. На этом этапе решается две задачи - 1) преодоление страха пе­ред любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу "не очень-то и хотелось" и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап мо­жет быть назван "Мечты и Ценности", или "Мечтайте правильно".

Третий этап можно назвать "Искусство достигать или Искусство по­беждать". Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуаль­ная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если пре­дыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап — это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной от­ветственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к бу­дущему, которое теперь воспринимается как естественное продолже­ние настоящего и прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: