(Подросток на перекрестке эпох М., Генезис, 1997)
• Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома (Р01), построенному на базе концепции А. Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф. Перлза и Р. Мэя, названная отношением со временем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности.
Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи:
Ø во-первых, способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого,
Ø во-вторых, способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим. Кто чувствует себя более состоятельным — нищий, наконец получивший надежду на улучшение финансового положения или владелец определенного состояния, лишившийся источника его пополнения?
|
|
Исследователи человеческой природы пишут также о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.
Непростые вопросы отношений со временем актуальны для учителей, воспитателей и психологов. Для подростков они остро актуальны, ибо юношеский кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э. Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем.
Кризис идентичности — это нормативный кризис 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс обретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными факторами, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова:
Ø подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне,
Ø в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.
Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное самоопределение происходит, поданным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникативной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера (см. раздел 1, гл. 3). Уход из школы в ПТУ или техникум, смена класса и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначительно.
|
|
Таким образом, несмотря на тревожный и ежегодный процесс перегруппирования учеников, несмотря на повторяющиеся из года в год проблемы в школе, не ведется необходимая и систематическая работа по согласованию ближних и дальних перспектив подростка. Не умеют грамотно вести ее и родители, как бы ни были они заинтересованы в результатах этой работы.
Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе, обучающей целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей. Пример такой программы - курс «Думая о будущем». Начинать его с 15-17-летними школьниками уже поздно. Очевидно, что этот курс интегрирует результаты других курсов, направленных на принятие себя, на получение знаний о своих правах, индивидуальных особенностях и потребностях и на навыки самоподдержки и преодоления стресса.
Программа курса включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и соответственно, по методам.
Первый этап может быть назван "Искусство успевать" и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или "не успевают справляться с нагрузками".
Второй этап - для четырнадцатилетних - посвящен умению ставить цели. На этом этапе решается две задачи - 1) преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу "не очень-то и хотелось" и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап может быть назван "Мечты и Ценности", или "Мечтайте правильно".
Третий этап можно назвать "Искусство достигать или Искусство побеждать". Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуальная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если предыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап — это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к будущему, которое теперь воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого.