Инструменты менеджмента

Инструменты менеджмента – это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

К числу широко известных инструментов менеджмента относят:

- Система управления по целям (МВО – Management by Objectives);

- Система и методики PATTERN (Planning Assistance Trough Technical Evaluation Relevance Number) предназначена для решения задач формирования и оценки целевых структур (деревьев).

- Система и методики PERT для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;

- Экспертизы и др.

Система управления по целям (МВО – Management by Objectives) основана на использовании творческого потенциала трудового коллектива, ориентирована на конечные ключевые результаты трёх типов:

- В коммерческой деятельности (оборот, структура издержек, рентабельность, прибыль…);

- В функциональной деятельности (количество и качество продукции, производственный потенциал, ресурсы…)

- В инфраструктуре, поддерживающей коммерческую и функциональную деятельность (мотивация, культура, контроль рабочего времени…)

Основными процедурными элементами системы управления по целям (МВО) являются:

- процесс определения целей, включающий анализ ситуации и формирование концепции «ключевых результатов»;

- процесс ситуационного управления, содержащий подбор исполнителей, определение характера мероприятий, действий и оценки реакции окружающей среды в соответствии со сложившейся ситуацией;

- процесс контроля за результатами, включающий текущую оценку результатов деятельности и оперативную выработку необходимых мероприятий.

Система и методики PATTERN предназначена для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля на основе построения дерева целей, оценки важности результатов при реализации целевых установок, учет перспектив развития науки и техники. На рис. 12.3. приведена схема укрупненного алгоритма реализации методики ПАТТЕРН (разработана фирмой «Honeywell Inc.»).

 
 


Система и методики PERT (Program Evaluation and Review Technique) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов, основана на сетевых методах планирования и управления проектами. Сводится к определению рациональной очередности выполнения работ проекта, так, чтобы общая длительность его реализации оказалась минимальной. Позволяет провести рациональное распределение ограниченных ресурсов организации, определить критический путь в сети, соответствующий минимально-необходимому времени исполнения проекта, рассчитать резервы по времени на каждой работе и пути в отдельности и т.д. В настоящее время пакеты прикладных программ, реализующих систему PERT (или метод критического пути - СРМ), установлены на каждом компьютере.

Экспертные методы. Эта группа методов основана на субъективных оценках специалиста-эксперта, в этом, по нашему мнению, кроется серьёзный недостаток. При принятии управленческих решений превалирует субъективное мнение эксперта, а как известно, человеку свойственно ошибаться. В этом смысле объективные оценки, полученные путём расчетов, основанных на объективных данных более предпочтительны. Однако, в силу простоты методов они нашли широкое распространение в управлении. Методы основаны на экспертизе. Экспертиза – процесс исследования, проводимого экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктурированным проблемам. Использование экспертных методов оправдано при большом числе критериев сравнения и значительном числе возможных вариантов.

К числу экспертных методов относят:

- Метод «круглого стола»;

- Метод «мозгового штурма»;

- Метод Дельфи;

- Метод парных сравнений и др.

Метод «круглого стола» сводится к свободному обсуждению проблемы экспертами, обмену информацией, поиску компромиссов и выходу на основе консенсуса к приемлемому решению,

Метод «мозгового штурма» похож на метод «круглого стола», однако предполагает некоторые регламенты при общении экспертов друг с другом.

Метод Дельфи предполагает обратную связь в процессе обсуждения

Метод парных сравнений сводится к определению системы объектов сравнения (например, альтернатив управленческого решения), формированию системы критериев сравнения, расчету весовых коэффициентов значимости критериев, сравнению объектов по выбранной системе критериев с выбором лучшего из них. Метод предполагает хотя бы частичный отход от субъективизма при принятии решения.

Контрольные вопросы по теме 12.

1. Дайте определение понятия “метод менеджмента".

2. Дайте характеристику методов менеджмента, применяемых в процессе управления.

3. Какая связь существует между типом решаемых проблем и методом подготовки и обоснования решений?

4. В каких случаях целесообразно применение моделирования в менеджменте?

5. В чем состоит принципиальное отличие моделирования на основе системного подхода от экономико-математического модели­рования?

6. Охарактеризуйте особенности имитационного моделирования?

7. Раскройте содержание процесса экспертизы в менеджменте.

8. Каковы главные черты системы управления по целям?

9. Дайте характеристику системы ПАТТЕРН.

10. Опишите структуры имитационной системы поддержки ре­шений и моделирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: