Процесс коммуникации реализуется посредством коммуникационного канала. Канал коммуникации состоит из четырё основных элементов (рис.13.1):
Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – информация, которую передает отправитель получателю.
Канал или средство передачи информации – техническая система, способная передать информацию без искажений
Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и который её интерпретирует.
Основной эффект коммуникационного процесса – это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.
Основные результаты коммуникационного процесса:
- Изменение в знаниях «получателя»;
- Изменение в целевых установках «получателя», т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;
- Изменение поведения «получателя», обусловленное новыми знаниями.
В процессе реализации коммуникаций надо помнить, что человек способен запомнить
|
|
· 10 % того, что он прочитал;
· 20 % того, что он услышал;
· 30 % того, что он увидел;
· 70 % того, что он сам сказал;
· 80 % того, что он сам сказал и сделал;
· 90 % того, что он объяснил другому.
Коммуникационные барьеры. Коммуникация успешная, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывается отправителем, т.е. менеджером.
Барьеры коммуникации – это факторы, снижающие возможность успешной коммуникации. Барьеры коммуникации могут возникать на макроуровне и на микроуровне.
Макробарьеры коммуникаций мешают успешной коммуникации в целом (перегруз сетей, сознательное «глушение» канала, сложность интерпретации…).
Микробарьеры – создают локальные помехи в узких конкретных сферах деятельности (поломка техники, слабая заинтересованность отправителя или получателя в точности информации…).
К основным барьерам коммуникации относят:
v Специфику восприятия. В зависимости от эмоционального состояния, различий в суждениях и интересах, социальных установок люди воспринимают одну и ту же информацию по разному.
v Семантику. Слова, которыми передается информация трактуются различными людьми по разному.
v Обмен невербальной информацией. Информация, передаваемая жестами, мимикой и т.п. может трактоваться разными людьми по разному.
v Плохую обратную связь. Неумение менеджера организовать обратную связь может приводить к непониманию его распоряжений.
Процесс коммуникации окажется успешным с большей вероятностью, если будут соблюдаться десять заповедей успешной коммуникации:
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание;
|
|
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации;
3. Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации;
4. Проконсультируйтесь со специалистами при планировании коммуникации;
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения;
6. Воспользуйтесь имеющимися возможностями включения в сообщение полезной и ценной для получателя информации;
7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация;
8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра;
9. Добивайтесь, чтобы информация носила актуальный и правдивый характер;
10. Учитесь умению слушать другого.