С использованием системы мониторинга ВСОКО - 548

В качестве опорных позиций модели сетевого взаимодействия в системе межшкольного мониторинга рассматриваются три основных модели, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе введения профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Первая модель связана с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать "ресурсным центром" межшкольной оценки качества (РЦМОК) в сфере оценки качества для других школ. В этом случае источником опыта является потенциал школ входящих в эту сеть и потенциал, которым обладает "ресурсный центр". В рамках этого варианта возможен подход, основанный на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных ресурсов отдельных специалистов и создание творческих групп по одной, нескольким темамили проблемам, а также интегральным и комплексным проектам, связанным с оценкой качества. В этом случае каждому участнику предоставляется право выбора способов и форм участия как в разработке так и в развитии системы взаимоаудита, а также предоставления своего опыта для других участников сети не только на своей базе и на корпоративных площадках, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (другие школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Вторая модель связана с созданием на базе группы ресурсных центров Межшкольного ресурсного центра оценки качества МРЦОК (институциональные формы могут быть в диапазоне от нового функционала у действующих сотрудников ОУ до создания подразделения в структуре одного из ОУ) который координирует, управляет и контролирует деятельность всей сети оценки качества и обмена опытом в этом вопросе представленную разными субструктурами и локальными сетями взаимодействия.

Третья модель предполагает создание т.н. «Окружного центра оценки качества» или «Округа качества» как органа координирующего и контролирующего процессы связанные с функционирование систем ыоценки качества и обменом передовым опытом в этой сфере между РЦМОК и МРЦОК входящими в него. Такой «Округ» может быть создан как на базе одного из МРЦОК, или на базе одного из РЦМОК, а также на базе окружного Департамента Образования и в виде подразделения, структуры или нового функционала действующих сотрудников по должности.

В предложенных моделях взаимодействия главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции. По своей организации эти модели могут быть отнесены к одному типу. Это так называемая распределённые сеть где каждый фрейм (фрагмент содержания в данном случае опыта) и узел (учреждение или межшкольная или межмуниципальная структура) несут уникальный ресурс или возможность, не дублируя, а дополняя друг друга. Таким образом, каждый фрейм и узел в такой системе взаимодействия несёт в себе вполне определённый функционал и содержание.

Организационно-управленческие схемы взаимодействия в этих моделях зависят от направлений обмена ресурсами и услугами. Можно выделить две основных организационно-управленческие схемы, использованный при создании данной концепции - паритетного взаимодействия и донорного взаимодействия.

В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. При донорном взаимодействии один из его участников предоставляет ресурсы или услуги, другой ими пользуется на безвозмездной или возмездной основе в зависимости от конкретной модели сетевого взаимодействия. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия выстраиваются относительно конкретного ОУ, интегрированного в сеть, Ресурсного Центра, Центра развития профильного образования, или Округа профильного образования.

Систем обмена опытом предполагает четыре шесть статусов участников системы обмена:

- школы - акцепторы;

- пилотные школы- акцепторы;

- пилотные школы – доноры;

- школы – Ресурсные центры межшкольной оценки качества (РЦМОК);

- межшкольные ресурсные центры оценки качества(МРЦОК);

- Окружной Центр оценки качества (ОЦОК) («Округ качества»);

Статус школы – акцептора получают ОУ которые имеют в своих программах развития положения о создании системы контроля качества (СКК) образования, но пока не реализуют его в силу разных причин и следовательно не имеют опыта. Для таких участников предоставляется статус участия в различных мероприятиях связанных с получением опыта и на конвенциональных принципах формируется «дорожная карта» - план введения системы КК, которым школа – акцептор должна следовать. Контроль за движением школы по данному плану осуществляет либо ресурсный центр с которым взаимодействует школа, либо пилотная школа – донор, взаимодействующая с ней.

Статус пилотной школы – акцептора получают ОУ, которые вводят систему СКК, но не имеют достаточного опыта и пока способны только осваивать предлагаемый опыт. Для взаимодействия в рамках сети обмена опытом руководство пилотной школы – акцептора должно:

-создать творческую группу по проблеме взаимодействия;

- осуществлять управление и контроль, за выполнением плана работы по взаимодействию внутри системы обмена;

- проводить анализ эффективности введения получаемого опыта и технологий СКК в образовательный процесс и управление этим процессом;

- самостоятельно осуществлять программа мониторинга в отношении результатов своей работы по освоению полученного опыта в сфере СКК;

Для этих участников предоставляется статус участия в различных мероприятиях связанных с получением опыта по заявленной ими проблематике. Выбор тем и проблем, а следовательно и форм и мероприятий в которых участвует школа осуществляется ее руководством в конце учебного года при формировании плана работа системы обмена опытом на следующий учебный год. На конвенциональных принципах формируется «дорожная карта» - план разработки отдельных тем в рамках системы КК, которыми пилотная школа – акцептор должна будет со временем поделится с остальными участниками сети. Контроль за движением школы по данному плану осуществляет либо ресурсный центр с которым взаимодействует школа, либо пилотная школа – донор, взаимодействующая с ней.

Статус пилотной школы – донора получают ОУ, которые вводят систему СКК, и имеют достаточный опыт в рамках отдельных тем и проблем в этой сфере и готовы его предложить остальным участникам сети. Для взаимодействия в рамках сети обмена опытом руководство пилотной школы – донора должно обеспечить:

- формирование современной информационной среды, отвечающей принципам и подходам в организации педагогического процесса, формам и способам взаимодействия в условиях сети обмена опытом;

- создание банка разработок по разным направлениям, темам и обеьктам контроля, которые могут быть транслированы в ходе обмена опытом;

- предложить варианты трансляции этого опыта в рамках сети;

- проводить регулярный анализ и оценку эффективности применения своего опыта в образовательных процессах других учреждений.

Руководство работой по организации взаимодействия в рамках сети осуществляется директором или заместителем директора по учебно-методической работе или учебно-воспитательной работе данного образовательного учреждения. В состав группы, которая обеспечивает подготовку материалов и трансляцию опыта могут входить учителя предметники, чей предмет объявлен пилотным, с точки зрения КК методисты школы, специалисты.

План работы по обмену опытом пилотной школы – донора включает этапы работы и название мероприятий по участию и проведению различных форм сетевого взаимодействия с указанием с указанием конкретных сроков, содержания и ответственных за проведение данного мероприятия.

Для этих участников предоставляется статус участия и проведения различных мероприятий связанных с предоставлением и получением опыта по заявленной ими проблематике в области СКК. Выбор тем и проблем, а следовательно и форм и мероприятий в которых участвует и проводит школа осуществляется ее руководством в конце учебного года при формировании плана работа системы обмена опытом на следующий учебный год. На конвенциональных принципах формируется «дорожная карта» - план разработки отдельных тем в рамках системы КК, которыми пилотная школа – донор должна будет со временем поделится с остальными участниками сети. Контроль за движением школы по данному плану осуществляет либо ресурсный центр с которым взаимодействует школа, либо межшкольный Центр, взаимодействующей с ней.

Статус Ресурсного Центра межшкольной оценки качества (РЦМОК) получают ОУ, которые имеют сложившуюся систему СКК, и имеют системный и проанализированный опыт в рамках большинства тем и проблем и готовы его предложить остальным участникам сети. Кроме этого они имеют достаточные ресурсы для систематического предоставления опыта в сфере СКК остальным участникам сети. Одновременно они обладают достаточным потенциалом для оценки и экспертизы других разработок опыта в сфере КК других участников сети, а также могут выступать в качестве консультантов по обозначенному перечню тем и проблем в сфере СКК.

РЦМОК выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

- расширение спектра форм и содержания обмена опытом в целях реализации индивидуальных запросов школ в сфер развития СКК;

- накопление, сохранение, обобщение, экспертиза и инициативное расширения базы опыта в сфере СКК;

- обеспечение потребности школ, входящих в сеть обмена опытом качественными педагогическими разработками в сфере СКК;

- разработка, апробация и внедрение новых форм организации СКК в системе межшкольного аудирования;

- контроль за выполнением входящими в их систему ответственности школ планов по внутрисетевому обмену опытом;

РЦМОК объединяют вокруг себя различные образовательные учреждения: школы – акцепторы, пилотные школы – акцепторы и пилотные школы – доноры. При этом они могут функционировать как для уже сформированных фрагментов взаимодействия в сфере взаимоаудита, в сфере обмена опытом, так и для реализации новых систем связей при организации межшкольного контроля качества образования.

Целью такого взаимодействия является преодоление ситуаций в сфере введения в ОУ системы СКК если:

- образовательное учреждение вошедшее в сеть имеет недостаток в квалифицированных педагогических кадрах для развития системы КК;

- образовательное учреждение испытывает дефицит в технологиях и методиках, поддерживающих отдельные направления измерений в сфере СКК и, учитывая, что необходимо обеспечить возможности взаимооценки в соответствии с интересами школ и их дальнейшими профессиональными намерениями;

- образовательное учреждение считает целесообразным повысить эффективность СКК и расширить возможности оценки для роста эффективности образовательного процесса;

- образовательному учреждению необходимо развивать методическое обеспечение СКК и пополнить (или обновить) номенклатуру форм, методов и средств оценки;

- экспериментальная и инновационная база образовательного учреждения не развита, и школа испытывает недостаток в кадрах имеющих инновационный потенциал разработчиков;

- планируется расширить спектр услуг в системе межшкольной СКК, а внутренних ресурсов у школы нет;

- у образовательного учреждения отсутствует возможность обеспечения сопровождения введения системы СКК достаточными экспертными и консультационными ресурсами и школе приходится снижать динамику освоения этой сферы образовательной деятельности.

Основной задачей РЦМОК в сети обмена опытом является:

- расширение и увеличение объема опыта в сфере КК, предоставляемого участникам сети в соответствии с их потребностями в этой сфере;

- содействовать реализации индивидуальных программ развития ОУ в сфере КК за счет ресурсов, создаваемых в ходе внутрисетевого обмена опытом, не привлекая дополнительные;

- предоставить участникам системы сетевого обмена опытом возможность самостоятельно организовывать доступ к системам взаимо и самоаудита через выбор форм и направлений, адекватных их укладу и технологическим особенностям среды;

- организовывать очные, заочные и виртуальные мероприятия по обмену опытом как на своей базе так и на базе школ – участников сети;

- использовать систему взаимоаудита для интенсификации и оптимизации собственного учебного процесса и создания новых передовых моделей СКК.

Для этого РЦМОК осуществляет деятельность, направленную на:

- организацию и проведение диагностики в школа сети на уровне отдельных образовательных школ и системы в целом;

- определение внешних связей с другими РЦМОК и школами для расширения и развития системы межшкольной СКК;

- анализ состояния внутренних ресурсов школ сети и выработку оптимальной модели организации межшкольной СКК, адекватной внешним условиям и внутренним ресурсам;

- создание пакета документов организационного, методического, нормативно-правового и экономического характера, обеспечивающего функционирование системы межшкольного КК;

Руководство работой по организации взаимодействия в рамках межкольной системы оценивания осуществляется директором или заместителем директора по учебно-методической работе или учебно-воспитательной работе данного образовательного учреждения. План работы по обмену опытом всей сети включает этапы работы и название мероприятий по участию и проведению различных форм сетевого взаимодействия с указанием с указанием конкретных сроков, содержания и ответственных за проведение данного мероприятия.

Для РЦМОК предоставляется статус инициаторов проведения различных мероприятий связанных с предоставлением опыта по заявленной ими проблематике. Выбор тем и проблем, а следовательно и форм и мероприятий в которых участвует и проводит РЦМОК осуществляется ее руководством в конце учебного года при формировании плана работа системы обмена опытом на следующий учебный год. На конвенциональных принципах формируется план разработки отдельных тем учреждениями сети в рамках СКК, которые РЦМОК должен поддержать своим кадровыми и иными ресурсами. Контроль за работой РЦМОК по данному плану осуществляет либо Межшкольный Ресурсный Центра Оценки качества, взаимодействующей с ним, либо Округ качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: