Задания для самостоятельной работы

ФК «Никойл» — один из крупнейших финансовых институтов России, объединяющий несколько банков (ИБГ «Никойл», «Автобанк», банк «УРАЛСИБ»), суммарная капитализация которых позволяет назвать ФК «Никойл» крупнейшим негосударственным банковским бизнесом в России. Кроме того, в финансовую группу входят ряд крупных страховых компаний, инвестиционные и управляющие компании («Никойл» управляет активами ряда крупных предприятий, в частности НК «ЛУКойл», Новороссийского морского порта и т.п.) и специализированные финансовые учреждения. Построение финансовой корпорации осуществлялось преимущественно путем присоединения отдельных бизнесов, каждый из которых осуществлял собственную коммуникативную политику. На определенном этапе руководство компании приняло решение о необходимости формирования единой коммуникативной политики, охватывающей все виды массовой коммуникации, с целью ввести в представление целевых аудиторий понятие о финансовой корпорации и представить ее как наиболее прогрессивный способ существования субъектов финансового рынка. Агентство было приглашено разработать соответствующую модель коммуникативной политики.

Вопросы и задания:

Разработайте комплекс продвижения для ФК «Никойл»

ТЕМА 10

ТЕМА 11

Тема 12. Процесс принятия решения в вопросах сбытовой политики

Цель занятия: формирование у магистрантов комплекса знаний об основных методах и средствах стимулирования сбыта, навыков разрабатывать промо-акции, умений разрабатывать систему конкурентоспособных мероприятий по стимулированию сбыта товаров или услуг

Форма проведения занятия: семинар, анализ практических ситуаций

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и механизм стимулирования сбыта

2. Методы стимулирования сбыта

3. Реализация стимулирования сбыта

4. Контроль и оценка эффективности промо-мероприятий

Литература

1. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. — М.: Эксмо, 2006

2. Музыкант В. Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. – М.: Эксмо, 2008

3. Федько Н.И., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. - Ростов-на-Дону, 2004

4. Кметь Е.Б.Маркетинговые коммуникации: уч. пос. – Владивосток, 2004

5. Рыбченко С.А., Евстигнеева Т.В. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007

6. Дейян А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. - М.: Прогресс, 1994

Практические задания

1.1 Кейс «Максвелл хаус»

«Максвелл Хаус» (Maxwell House) продается на высококонкурентном рынке, где лидирующее положение занимает «Нескафе» компании «Нестле». Эта торговая марка вновь появилась в продаже в 1999 г. Была улучшена рецептура, упаковка выдержана в синих тонах, рекламный слоган обещал «вкус кофе, выращенного в горах», а героем телевизионной рекламы стал фирменный воздушный шар «Максвелл Хаус». Однако торговая марка продолжала испытывать на себе давление, которое обычно оказывается на торговые марки, идущие в рейтинге вторыми. Как было убедить тех, кто периодически покупает «Нескафе» и другие торговые марки, приобретать «Максвелл Хаус»? И как было убедить существующих лояльных потребителей торговой марки покупать ее еще чаще?

Агентство «Трайэнгл Коммьюникейшнз» (Triangle Communications) нашло ответ. Им стало проведение крупномасштабной акции по стимулированию сбыта с использованием упаковки, телевидения и отдельных промо-акций по всей стране. Базовым механизмом была бесплатная лотерея, которая называлась «Прямо на синем небе». Потребителям предлагалось разыграть денежные призы на 500000 фунтов стерлингов. Принять участие можно было, отослав купон с упаковки продукта. Те, кто не купил товар, могли отослать заявку на обыкновенной бумаге. Известный телеведущий Ноэль Эдмондс обзвонил 100 победителей прямо «с неба», с борта воздушного шара «Максвелл Хаус». Телефонные звонки были использованы в телевизионной рекламе в виде прямой трансляции диалогов. Зрители могли увидеть реакцию победителей, услышавших, что они выиграли денежные призы на сумму от 2000 до 10 000 фунтов. Тем временем воздушный шар облетел почти всю страну, связав, таким образом, торговую марку, воздушный шар и акцию по стимулированию сбыта.

Новизна подхода к бесплатной лотерее вызвала массовые отклики в сфере PR. Были получены 500 000 заявок, объем продаж кофе достиг своего максимального уровня за шесть лет и превысил на 50% уровень предыдущего месяца.

Масштаб этой бесплатной лотереи был грандиозным, но ее механизм оказался до крайности простым. Характерными чертами стали участие известного телеведущего Ноэля Эдмондса, использование прямой трансляции диалогов по телевидению и тесная связь с основной концепцией торговой марки. Эта промо-акция получила две Золотые медали Института стимулирования сбыта.

Вопросы:

• Каким образом компания «Максвелл Хаус» объединила стимулирование сбыта с остальными элементами своей маркетинговой стратегии?

• Какие преимущества и недостатки имеются у промо-акции «Максвелл Хаус» по сравнению с обыкновенной телевизионной рекламой, на которую была бы израсходована та же самая сумма?

• Какое воздействие оказала на качество отношений между компанией и ее клиентами эта промо-акция?

• В каком отношении эта промо-акция была и стратегической и тактической?

1.2 Кейс «Проктер энд Гэмбл»

Память о некоторых промо-кампаниях остается на многие годы, если не на десятилетия. Наиболее памятной стала промо-акция с пластмассовыми розами, проходившую в начале 1960-х.

В конце 1950-х годов компании «Проктер энд Гэмбл» и «Левер Бразерс» вели затяжную войну за потребителей. Когда компания «Проктер энд Гэмбл» выпустила на рынок в 1953 г. торговую марку «Даз» (Daz), то это было новым словом в изготовлении синтетических моющих средств. Через два года компания «Левер Бразерс» ответила на этот вызов торговой маркой «Омо» (Оmо). Между двумя брендами не существовало никакой функциональной разницы с точки зрения эффективности отстирывания. Акции по ценовому стимулированию достигли своего пика и были крайне непродуктивными. До 70% упаковок было помечено значком «на 3 пенса дешевле», что ослабляло осознанную стоимость торговых марок. Продолжалась масштабная рекламная кампания на телевидении. Несмотря на все эти усилия, доля рынка, казалось, замерла на показателях 12% для торговой марки «Даз» и на 9% - для «Омо».

Какие возможности были у компании «Проктер энд Гэмбл», чтобы преодолеть эти заколдованные 12%? Как она могла бы избежать ценовой войны? Найденный ответ стал классикой в стимулировании сбыта. Почти сорок лет спустя он по-прежнему остается ориентиром для любой торговой марки, оказавшейся в аналогичной ситуации, в любом секторе рынка.

Компания «Проктер энд Гэмбл» провела тестирование методов стимулирования, альтернативных упаковке с указанием сниженной цены, в 88 магазинах по всей стране. Было испытано с десяток вариантов; окончательным победителем стало предложение использовать искусственные розы в качестве подарка за покупку. В 1961 г. была проведена общенациональная промо-кампания, было роздано 8 миллионов роз, и доля на рынке торговой марки «Даз» увеличилась до 18%. Стоимость цветов составляла 3 пенса, хотя их осознанная стоимость достигала 6 пенсов, так что это было выгодно и для компании, и для потребителей. Успех промо-кампании в розничной торговле был настолько ошеломительным, что ее повторяли на протяжении последующих двух лет. Доля бренда на рынке составила соответственно 16 и 14%. К этому времени торговая марка «Омо» подготовила ответную промо-кампанию с искусственными нарциссами, эффективно превратив ценовую войну в цветочную войну.

Тогда, как и сейчас, многие люди относились к искусственным цветам как к чему-то несерьезному. На первый взгляд, они вряд ли могли подчеркнуть достоинства торговой марки, но тщательное тестирование показало, что этот метод оказался эффективным, правда, только на некоторое время. Затем возобновилась ценовая война, которая к середине 1970-х снова стала обычным средством конкурентной борьбы.

Урок, преподанный компанией «Проктер энд Гэмбл», состоит в том, что нововведения в области стимулирования сбыта могут оказать значительное воздействие на долю, занимаемую торговой маркой на рынке, но никакой метод стимулирования нельзя использовать постоянно.

Вопросы:

• Какие параллели с ценовой войной между компаниями «Проктер энд Гэмбл» и «Левер Бразерс» (ныне «Юнилевер») существуют на рынке сегодня и как могло бы премиальное стимулирование изменить сложившуюся ситуацию?

• В каких секторах розничной торговли вы сейчас могли бы использовать подарки при покупке, а в каких это было бы невозможно?

1.3 В компании, производящей продукты питания для предприятий питания, были озабочены снижением сбыта за последние месяцы, что привело к росту нереализованной продукции. Ожидалось, что без использования методов стимулирования предприятий питания будет реализовано 40 000 ящиков продукции при цене за ящик равной 10 долларам. Валовая прибыль при этом составит 40%. Было решено сделать торговую скидку в 1 доллар на ящик. В этом случае ожидалось, что объем продаж увеличится на 20 000 ящиков. Оценочная стоимость кампании продвижения составит 412 000 долларов. Будет ли получена прибыль в результате проведения данной кампании продвижения? Какое увеличение объема продаж приведет при этом к росту прибыли? Второй вариант продвижения заключается в использовании торговой скидки в 0,5 доллара за ящик, при этом ожидается, что объем продаж увеличится на 12 000 ящиков. Какой вариант предоставления торговых скидок лучше?

1.4 Разработайте меры по стимулированию сбыта следующих товаров:

а) елочные украшения;

б) компьютерные игры;

в) галстуки для мужчин;

г) журнал для женщин;

д) золотые часы.

1.5 Производитель стиральных порошков решает осуществить продвижение своего товара в форме ценовой скидки. На настоящий момент продажи составляют 150000 ед. по цене 38,5 у.д.е. Скидка составляет 10 %. На какой процент должны увеличиться продажи, чтобы оборот остался таким же?

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение стимулированию сбыта, раскройте его сущность.

2. Что представляют собой методы стимулирования сбыта?

3. Когда они используются?

4. Назовите и опишите средства стимулирования сбыта, используемых при стимулировании: потребителей; торговых организаций; торгового персонала фирмы-производителя.

5. Опишите этапы проведения промо-акции.

6. Объясните, почему промо-мероприятия позволяют за короткое время увеличить долю рынка и значительно повысить знание марки.

7. Какую значимость играет стимулирование продаж для потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения?

8. Как осуществляется оценка эффективности промо-мероприятий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: