Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о маркетинговой среде. Компоненты окружающей среды предприятия.
2. Факторы макросреды функционирования фирмы.
3. Динамика отрасли. Концепция жизненного цикла отрасли.
4. Компоненты и факторы микросреды функционирования фирмы..
Ситуационные задачи
Кейс 1. Загрязнение питьевой воды становится серьезной проблемой во многих странах. Опишите возможности, открывающиеся в связи с этим перед различными отраслями, как в отношении продукта, так и оборудования.
Кейс 2. Эксперты научно-исследовательского института высоких технологий предсказывают, что легкие керамические материалы, способные выдержать крайне высокую температуру, будут широко доступны по низким ценам уже в следующем десятилетии. На какие отрасли это может оказать влияние и какое?
Кейс 3. Представьте, что вы приняты на работу в качестве консультанта по маркетингу на предприятие, производящее детскую одежду. Как сложившиеся в России демографические тенденции могут отразиться на характере основных элементов маркетинг-микса этого предприятия?
Кейс 4. Снижение темпов рождаемости ведет к сокращению доходов педиатрических отделений больниц. Если бы вы были администратором больницы, какую стратегию маркетинга, касающуюся педиатрического отделения, предложили бы в этих условиях?
Кейс 5. В каких направлениях меняется система ценностей людей в нашей стране в последние 10 лет, и как бизнес различных отраслей реагирует на эти изменения?
Кейс 6. Порекомендуйте, в каких направлениях следует изменить внутреннюю среду текстильного предприятия для успешного функционирования на международных рынках в настоящее время.
Кейс 7. Охарактеризуйте основные перемены в среде поставщиков хлопка в последние 10 лет. Как эти изменения влияют на маркетинговую деятельность текстильного предприятия?
Кейс 8. Каким образом фирма может завоевать расположение: а) рекламного агентства, имеющего высокую репутацию, б) кредитно-финансовых учреждений, в) средств массовой информации?
Кейс 9. На каких типах клиентурных рынков может функционировать предприятие по производству мебели? Наметьте основные элементы маркетинг-микса для каждого рынка.
Кейс 10. Фирма производит детское питание. Что она должна предпринять для завоевания расположения различного рода гражданских (общественных) групп?
Список рекомендуемой литературы
1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2010. Гл. 4.
2. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.: СПб: «Вильямс». 2010. Гл.4.
3. Ибрагимова Р.С. Стратегический маркетинг:Уучеб. Пособие: Иваново: ИвГУ, 1998. Гл. 2.1, 2.2, 2.3.
4. Маркетинг: учебник для студентов бакалавриата/Под ред. И.В.Липсица. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2012