Управление конкурентоспособностью товара

При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основан­ную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Для того чтобы продукция была пригодна для удовлетворения потребностей и представляла интерес для покупателя, она должна обладать набором со­ответствующих параметров. Совпадение технических параметров продук­ции с условными характеристиками прогнозируемой потребности явля­ется одним из условий выбора товара потребителем.

Производитель должен определить характеристики прогнозируемой потребности как можно точнее, для того чтобы сделать свою продук­цию конкурентоспособной.

Конкурентоспособность — это превосходство товара на целевом рын­ке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потреб­ностей, в том числе — и по суммарным затратам потребителя на приобре­тение и пользование товаром.

Из определения конкурентоспособности видно, что другим услови­ем выбора товара потребителем являются затраты, которые будут свя­заны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта до­стигается в ходе их эксплуатации, что обычно связано с дополнитель­ными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по его приобретению, так и по его по­треблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления. Технические параметры продукции могут быть использованы для оценки конкурентоспособности товара в случае, если отражают пока­затели его качества.

Технические параметры подразделяются на:

параметры назначения: свойства товара; область его применения;
функции, которые он предназначен выполнять;

эргономические;

эстетические.

Параметры, отражающие соответствие товара действующим стандар­там и нормам, выделяют в особую группу нормативных параметров.

На рис.представлена схема оценки конкурентоспособности про­дукции, отражающая учет цены потребления, технических и норматив­ных параметров изделия.

Последовательность выполнения оценки следующая.

Первоначально выбирается изделие, для которого проводится оценка. На основе маркетинговых исследований определяется перечень техниче­ских и экономических параметров, которые будут исследоваться. Затем выясняется, насколько каждый параметр товара близок к параметру по­требности. На основе единичных проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оценивае­мым товаром и потребностью, т. е. позволяющих судить о степени ее удов­летворения. В итоге рассчитывается интегральный показатель, который представляет собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.

Единичный показатель, отражающий процентное отношение вели­чины какого-либо технического показателя к величине того же пока­зателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом, определяется но формуле:

(3.1)

где q — единичный параметрический показатель; Р — величина парамет­ра исследуемого изделия; величина параметра изделия-конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100%.

Групповой, или сводный, показатель, объединяющий единичные по­казатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по од­ной группе показателей (экономических, технических), определяется по формуле:

(3.2)

где — групповой технический (экономический) показатель; q — единичный параметрический показатель по i-му параметру; вес i-го параметра; п — число рассматриваемых параметров. Интегральный показатель конкурентоспособности равен:

(3.3)

где К — интегральный показатель конкурентоспособности; Т — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; Э — груп­повой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам. Качество продукции в условиях современной конкуренции требу­ет к себе постоянного внимания. Обеспечение качества продукции, ее конкурентоспособности вызывает необходимость управления этими процессами.

В последнее время широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими доку­ментами определяется политика предприятия в области качества — не­посредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: