При разработке конкурентоспособной продукции товаропроизводители должны ориентироваться на оценку всех рыночных факторов, основанную на исследовании потребностей покупателей, требований рынка. Для того чтобы продукция была пригодна для удовлетворения потребностей и представляла интерес для покупателя, она должна обладать набором соответствующих параметров. Совпадение технических параметров продукции с условными характеристиками прогнозируемой потребности является одним из условий выбора товара потребителем.
Производитель должен определить характеристики прогнозируемой потребности как можно точнее, для того чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной.
Конкурентоспособность — это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе — и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.
Из определения конкурентоспособности видно, что другим условием выбора товара потребителем являются затраты, которые будут связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации, что обычно связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по его приобретению, так и по его потреблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления. Технические параметры продукции могут быть использованы для оценки конкурентоспособности товара в случае, если отражают показатели его качества.
Технические параметры подразделяются на:
параметры назначения: свойства товара; область его применения;
функции, которые он предназначен выполнять;
эргономические;
эстетические.
Параметры, отражающие соответствие товара действующим стандартам и нормам, выделяют в особую группу нормативных параметров.
На рис.представлена схема оценки конкурентоспособности продукции, отражающая учет цены потребления, технических и нормативных параметров изделия.
Последовательность выполнения оценки следующая.
Первоначально выбирается изделие, для которого проводится оценка. На основе маркетинговых исследований определяется перечень технических и экономических параметров, которые будут исследоваться. Затем выясняется, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. На основе единичных проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью, т. е. позволяющих судить о степени ее удовлетворения. В итоге рассчитывается интегральный показатель, который представляет собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.
Единичный показатель, отражающий процентное отношение величины какого-либо технического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом, определяется но формуле:
(3.1)
где q — единичный параметрический показатель; Р — величина параметра исследуемого изделия; — величина параметра изделия-конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100%.
Групповой, или сводный, показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по одной группе показателей (экономических, технических), определяется по формуле:
(3.2)
где — групповой технический (экономический) показатель; q — единичный параметрический показатель по i-му параметру; — вес i-го параметра; п — число рассматриваемых параметров. Интегральный показатель конкурентоспособности равен:
(3.3)
где К — интегральный показатель конкурентоспособности; Т — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; Э — групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам. Качество продукции в условиях современной конкуренции требует к себе постоянного внимания. Обеспечение качества продукции, ее конкурентоспособности вызывает необходимость управления этими процессами.
В последнее время широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика предприятия в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.