Игра «Устный диафильм»

Детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров.

По сути это задание по работе над обычным планом рассказа. Его составление основывается на следующих навыках: выделить главное, разбить текст на части, передать содержание каждой части короткими предложениями. Иная постановка задания – средствами ролевой игры – совершенно меняет сущность работы. Творческий подход, образность восприятия активизируют познавательные возможности школьников и делают процесс познания более эффективным. Игра может быть продолжена и дома. Детям дается задание нарисовать кадры диафильма.

В игре «Три предложения » ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобнее выявлять победителя. В основе этой игры лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила уложить это «главное» в три предложения. Выполнение правил ложится в основу небольшого соревнования: кому удастся точнее уложить содержание услышанного или прочитанного в трех предложениях и, быть может, представить или отстоять свой вариант в столкновении с другими вариантами.

Очень хорошие результаты дает игра «Дерево познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даю задание: по ходу работы с текстом записать на листочках вопросы и задания к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «дереву познания». А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала в разных концах доски, в произвольном порядке записываю вопросы, которые для удобства пронумеровываю.

Вопросы построены на материале изучаемой темы. Объявляю, что по ходу объяснения нового материала будем играть в игру «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска была чистой. Выявляется ученик, или ряд, ответивший на большее количество вопросов.

Игра «Из уст в уста» строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста, в основе которого лежит сюжетно-образное повествование или художественное описание, или образная характеристика. Вызывается 3 участника. Двое из них выходят из класса, а оставшийся участник вместе со всем классом должен выслушать рассказ, который зачитывает учитель для того, чтобы потом пересказать его второму участнику и.т.д.

Последний участник пересказывает классу то, что он понял из речи второго участника. Учитель зачитывает, еще раз рассказ и вместе с классом выясняют, какая информация была пропущена.

В этой игре в основу деятельности ложится операция по усвоению (запоминанию) информации и передачи ее другому. Учащиеся не являющиеся игроками, не совсем пассивные зрители игрового действа: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте. Следующий этап активизации всех учащихся происходит тогда, когда перед последним чтением учитель спрашивает, кто из сидящих в классе может исправить получившиеся ошибки. Подобный анализ ошибок может выявить степень активности большей части учащихся.

Для того, чтобы привлечь ребят к работе с дополнительной литературой провожу игру «Акулы пера», в которой корреспонденты различных газет, задают различные «каверзные» вопросы гостям, приглашенным в студию. Сильному ученику заранее предлагаю подробнее изучить какую- либо личность: он должен как можно больше узнать об этом человеке и попытаться «отождествить» себя с ним на какое-то время.

В начале урока говорю, что урок сегодня не обычный. Представим себе, что сейчас здесь проходят съемки новой телевизионной программы «Исторические «Акулы пера». На передачу приглашен человек интересной судьбы ……….

Мы можем задать интересующие нас вопросы, чтобы как можно больше узнать об этом человеке, а затем написать об этом в своей газете. Так как вы не просто корреспонденты, а «акулы пера», то ваши вопросы должны быть острыми, злободневными, интересными. Кроме того, перед тем как задать свой вопрос не забудьте представиться, то есть сообщить, какую газету вы представляете. После этого дается слово «гостю», его просят рассказать какие вопросы ему понравились, какие нет, какие оказались наиболее сложными?

Учащиеся класса должны отразить полученную информацию в статье, исходя из уклона той газеты, представителями которой они являются.

Работа учащихся в этой игре не сводится к пересказыванию текстов. В ней школьники учатся задавать интересные вопросы, умело отвечать на них. Таким образом информация усваивается более эффективно. Кроме того, ученики класса - не пассивные слушатели, а участники беседы. Класс вовлечен в активную, интересную, заставляющую думать работу.

Самостоятельная работа с текстом становится увлекательной, если превращается в игру «Найди ошибки». Эту работу можно проводить как индивидуально, так и попарно и в виде групповой работы. Так как это изучение нового материала, то ошибки должны быть не очень сложные. Условия игры:

«Ребята, у каждого из вас, (у группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут, разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 минут текст будет собран, и вы получите другой текст, с ошибками, которые вам необходимо будет найти.победит тот, (та команда) кто найдет большее количество ошибок. Возможен вариант игры, когда учащиеся сами пишут (в парах или по одному) текст с ошибками по заданному параграфу, а потом меняются и обнаруживают ошибки.

Для закрепления, повторения и обобщения исторического материала использую кроссворды, чайнворды, ребусы, тестовые задания.

5 класс. «Древняя Греция.»

Игра «Найдите ошибку» Перед вами изображение древнегреческих богов. Что на этих рисунках неправильно?

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Подберите к каждому рисунку соответствующее крылатое выражение.

1. Ахиллесова пята. 3. Сизифов труд. 5. Троянский конь.4. Яблоко раздора. 2. Нить Ариадны.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СПАРТЕ

(Восстановите порядок)

Одним из греческих государств была Спарта. Она находилась в Лаконике, на юго-востоке Пелопоннеса. Основали ее в конце II тысячелетия до н. э. вторгшиеся сюда дорийцы. Спартой правили одновременно два царя, власть которых была ограничена пятью ежегодно избиравшимися эфорами (наблюдателями). На рубеже IX—VIII вв. до н. э. легендарный спартанский законодатель Ликург создал новый свод законов. Он объявил, что покидает город, и взял со своих соотечественников клятву, что до его возвращения никто не посмеет изменить эти законы. Затем он ушел, чтобы больше никогда не вернуться. По законам Ликурга все дети принадлежали государству, и только оно имело право их воспитывать. Хотите узнать больше о жизни детей в Спарте? Прочитайте отрывок из сочинений древнегреческого историка Плутарха о жизни мальчиков спартанцев. Правда, при переписке все слова в предложениях перепутались. Но если вы проявите достаточное усердие, то сумеете восстановить текст Плутаpxa. Вперед, друзья!

1. Своего; отец; к; приносил; ребенка; старейшинам.

2. Ребенок; и здоровым; старейшины; если; крепким; разрешали; оказывался; его; отцу; воспитывать.

3. Кидали; же; был; пропасть; ребенок; и уродлив; если; слаб; его; в.

4. Собирали; которым; на; семь; отряды; лет; всех; мальчиков; исполнилось; и делили.

5. Условиях; и ели; жили; они; равных; на; вместе.

6. Тот; среди; и смелостью; других; начальником; в; отличался; кто; отряда; понятливостью; состязаниях; становился; военных.

7. Обойтись; чтению; лишь; в; мере; в; этого; нельзя; и письму; той; какой; было; они; учились; без.

8. Сводилось; чтобы; к; воспитание; слушаться; их; борьбе; лишения; беспре­кословно; тому; и побеждать; переносить; в; стойко.

9. Они; 12 лет, плащу; по; получали; исполнялось; одному; им; на; когда; год.

10. Водой; мылись; не; они; теплой.

11. Который; для; голыми; спали; из; себя; руками; они; тростника; на; ломали; подстилках.

12. Кратко; о; если; спрашивали; отвечать; подростков; чем-либо; и четко; сле­довало.

13. Наказывали; многословие; строго; или; болтовню; за; просто.

14. Отряд; воином; его; 20 лет; в; небольшой; мужчин; в; становился; юноша; принимали.

15. Полноправным; он; 30 лет; в; гражданином; считался.

6 класс. Средние века. Игра «Упражнение А, Б, В,».

Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли это так:

А – тьеснярквотс; Б – цорарстыв; В – овтснеовхуд.

1. Приходские священники

2. крестьяне

3. король

4. аббаты

5. монахи

6. Папа римский

7. купцы

8. рыцари

9. ремесленники

10. графы

11. Архиепископы

12. монахи

13. Папа Римский

14. купцы.

Игры дают возможность закрепить материал и активизировать весь класс. К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. По времени игры занимают от 7-30 минут, при хорошей организации.

«Исторический снежный ком».

В игре могут участвовать как несколько участников, так и весь класс. Задается тема, например: «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, тесно связанное по смыслу с уже сказанным, например: «Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва, Засадный полк и.т.д.»

В конце концов, получается длинный ряд, относящихся к определенной исторической теме. Если участник игры ошибся или делает длинную паузу, то он выходит из игры. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку слов.

Ребята. Которые не участвуют в игре, должны записывать и следить за правильностью цепочки. Один из учащихся может записывать слова на доске. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записанные на доске слова видны только учителю и выбывшим из игры. Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и.т.д.

Реставрация.

Эта игра может проводиться в нескольких вариантах:

1) Дается текст, с пропущенными буквами (дается первая и последняя);

2) Дается текст с пропущенными словами, необходимо или самим подобрать слова, или выбрать из предложенного учителем списка;

3) Этот вариант рассчитан на детей, которых нелегко увлечь предметом. Им трудно дается материал, от них часто сложно добиться чтения параграфа. Для игры выбирается текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку. Текст делится на полоски. Учащимся предлагается восстановить текст. Чтобы восстановить смысловой порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит довольно качественное усвоение текста. Приложение 2

Очень интересны для учащихся, игры, требующие по определенной информации установить: о каком человеке, городе, деятеле, событии, стране, исторической эпохе идет речь. В результате этих игр закрепляются знания учащихся.

«Отгадай героя» эта игра позволяет выявить как сквозь увеличительное стекло логические способности учащихся. Игра приучает учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Условия игры: один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные «загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти».

Если задав 10 вопросов, водящий не угадывает, он уступает место другому участнику.

«Отгадай термин» эта игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, но класс загадывает не героя, а исторический термин.

Игра может рассматриваться и как первая ступень для введения тестирования.

Тесты используются на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы. На уроке «Борьба народов против татаро-монгольского нашествия» одним из наиболее объемных является вопрос о завоевательных походах монголо-татар. При изучении данного вопроса целесообразно предложить школьникам на основе самостоятельной работы с текстом учебника и картой выполнить следующее задание: расположите государства и земли с учетом хронологической последовательности их завоевания монголо-татарами:

1. Северо-Восточная Русь

2. Корея и Китай

3. Волжская Булгария

4. Государство Хорезмшахов

5. Грузия

6. Южная Русь

7. Армянские княжества

Применение данного задания помогает не только усвоению нового материала учащимися, но и организации познавательной деятельности на уроке.

При работе с тестовыми заданиями, при закреплении нового материала, можно использовать дополнительные вопросы, которые помогут лучшему усвоению материала.

Используя тестовые задания приходится корректировать их, учитывая разный уровень познавательных возможностей учащихся. Поэтому я готовлю тестовые задания разных уровней сложности. Так на уроке «Основные положения реформы 19 февраля 1861 года» трем группам учащихся даются разные задания:

1. Что изменилось в положении крестьян после реформы?

1) Крестьяне стали лично свободными

2) Признавалось их право на владение имуществом.

3) Были отменены подушная подать и круговая порука.

4) Крестьяне получили землю в частную собственность.

5) Они могли переходить в сословия мещан и купцов.

6) Бывшие крепостные наделялись землей без выкупа.

2. Какие цели преследовала реформа?

1) Уничтожить крепостное рабство как безнравственное состояние, позорящее Россию в глазах цивилизованной Европы.

2) Ликвидировать общину и общинное земледелие.

3) Ускорить темпы развития страны и преодолеть ее экономическую отсталость.

4) Сделать бывших крепостных, которые составляли большую часть населения империи, полноправными гражданами страны.

5) Уничтожить помещичье землевладение.

6) Предотвратить нарастающие в стране крестьянские волнения.

3. Какие из приведенных ниже оценок кажутся вам наиболее верными? Реформа:

1) Ускорила развитие капитализма в сельском хозяйстве страны.

2) Открыла дорогу другим важнейшим преобразованиям.

3) Слабо учитывала интересы крестьян и не решила многие проблемы.

4) Была вынужденной уступкой крепостников и сохраняла все их привилегии.

5) Стала уловкой со стороны властей, так как не меняла, по сути, положения крестьян.

Выполняя задания такого типа, ученик может либо выбрать одну из предложенных точек зрения, либо попытаться сформулировать свою собственную.

На уроках повторения могут быть использованы тесты:

1) На группировку.

2) На выбор правильного ответа

3) На соотнесение.

Использование тестов разного вида способствует более прочному усвоению новой информации, систематизации знаний, развитию мышления. Использование тестовых заданий позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

Очень хорошо помогают активизировать познавательную деятельность учащихся кроссворды, ребусы, головоломки, загадки.

Они бывают самыми разнообразными.

Эти задания интересны детям, их можно использовать и при изучении новой темы, и при объявлении темы урока, для того, чтобы заинтересовать учащихся, и при закреплении нового материала. Работа может проводиться как индивидуальная, так и попарно, ив группе. Так же зная механизм составления ребусов, загадок, кроссвордов и сканвордов учащиеся сами с большим интересом их составляют, а затем предлагают решить товарищам.

Одним из видов игр является театрализация или ролевая игра. Ученики вживаются в роль и дополняют своими чувствами исторические факты. Театрализация позволяет дать ребятам дополнительный материал, побудить ученика к самостоятельному поиску информации. Как известно, самой ценной информацией является не данное учителем, а найденное, «открытое» самим, этот материал запоминается лучше. В рабочих тетрадях по новой истории для 7 и 8 классов (авторы А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) используются разнообразные типы таких заданий:

1. Как вы знаете, в XVT-XVII вв. в европейских странах существовали по­варенные книги. Представьте себе, что вы известный специалист по кулинар­ному искусству и приступили к созда­нию такой книги. Какое меню предло­жили бы вы крестьянской семье, семье бедного горожанина, семье буржуа, бо­гатой аристократической семье?

Составьте и запишите для них при­мерные меню на один день отдельно для XVI-XVII и XVIII вв.

2. Представьте себе, что вы являе­тесь депутатом палаты общин от одного из экономически развитых районов Ан­глии в только что собравшемся парла­менте (1640 г.). Завтра вам предстоит выступить в палате и публично заявить о своих требованиях к королю. Сейчас вам надо взяться за перо, чтобы соста­вить текст будущей речи. Напишите ее.

Имитация исторического источника. При создании такого «документа» ребенок становится на место персонажа, смотрит на мир глазами человека древности. Пытается понять его «изнутри».

Эта работа очень интересна детям, так как позволяет реализовать его литературные таланты, развить его фантазию.

Здесь наступает очень трудный момент, фантазии очень часто могут вытеснять исторические факты. Поэтому необходимо перед началом работы цель работы и критерии ее оценки.

«Дневник купца», «Письмо римского наместника в Сенат», «Письмо спартанца из Афин», «Один день из жизни …».

По наблюдениям и результатам анкетирования, проводимых на протяжении нескольких лет, было выявлено, что результаты качества знаний намного выше; у обучающихся повышается интерес к изучению истории.

Лекция 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: