В зависимости от типов закруглений трассы автомобильных дорог, расположения трассы относительно опорного тангенциального хода, наличия того или иного парка геодезических приборов, которым располагает проектно-изыскательская либо строительная организация, назначения разбивочных работ, различают следующие способы выноса трассы в натуру:
от основного магистрального хода, касательного к началу и концу каждого закругления (рис. 27.3, а);
от тангенциального хода, касательного к главным точкам трассы (рис. 27.3, б);
Р и с. 27.3. Способы выноса трассы в натуру: а — от магистрального хода, касательного в точках начала и конца закруглений; б — от магистрального хода, касательного к главным точкам трассы; в — от произвольного магистрального хода |
от произвольного магистрального хода (рис. 27.3, в). Разбивку трассы от основного магистрального хода, касательного к началу и концу каждого закругления (см. рис. 27.3, а) осуществляют обычно при разбивке пикетажа в ходе изыскательских работ по трассе, представленной традиционными закруглениями (см. рис. 24.2), т. е. круговыми кривыми или круговыми кривыми со вспомогательными переходными. Расчет и разбивку закруглений в этом случае осуществляют с использованием специальных таблиц или микрокалькулятора. Разбивку трассы от тангенциального хода, касательного к главным точкам трассы (см. рис. 27.3, б) осуществляют в ходе изыскательских работ при разбивке пикетажа на длинных и сложных закруглениях, либо при детальной разбивке трассы в ходе строительства автомобильной дороги с использованием таблиц или микрокалькулятора. Выполняемые при этом расчеты настолько просты, что не требуют компьютерной обработки.
|
|
Разбивку трассы от произвольного магистрального хода осущест-
Рис. 27.4. Схемы разбивки круговой кривой способом: прямоугольных координат (а); полярных координат (б); углов и хорд (в)
вляют при строительстве, когда клотоидная или сплайн-трасса была запроектирована на компьютере в рамках одной из систем САПР-АД с использованием ЦММ, построенных на поперечниках к вынесенному в натуру магистральному ходу (см. рис. 27.3, в). Расчет координат для выноса произвольной трассы в натуру может быть осуществлен только на основе компьютерной обработки. При этом получают три разбивочных таблицы для выноса трассы в натуру от произвольного магистрального хода: способом прямоугольных координат, полярным способом и способом засечек. В ходе разбивки трассы, на разных ее участках, в зависимости от местных условий, используют наиболее удобные в данных условиях способы разбивки и соответствующие разбивочные таблицы.
|
|
В ходе строительства автомобильных дорог часто используют наиболее простой способ выноса в натуру традиционной либо клотоидной трассы от тангенциального хода, касательного к главным точкам трассы. В этом случае каждая элементарная кривая сложной трассы разбивается от своих тангенсов самостоятельно. Для этого случая предусмотрены три способа разбивки:
прямоугольных координат;
полярных координат;
углов и хорд.
В зависимости от величины радиуса кривой при строительстве автомобильных дорог осуществляют детальную разбивку кривых с равным строительным шагом, принимаемым соответственно равным: 1, 2, 5, 10 или 20 м.
Способ прямоугольных координат. Если принять для круговой кривой тангенс за ось абсцисс, а направление от начала кривой или ее конца по нормали в сторону ее центра — за ось ординат (рис. 27.4, а), то детальную разбивку кривой со строительным шагом / осуществляют в такой последовательности.