Вертикальные кривые продольного профиля автомобильных дорог обычно представляют квадратными параболами, которые при сравнительно небольшом удалении от своей вершины мало отличаются от круговых кривых — выпуклыми (рис. 27.6, а) или вогнутыми (рис. 27.6, б). В качестве элементов продольного профиля автомобильных дорог используют также восходящие и нисходящие ветви вертикальных выпук-
ла
б)
Р и с. 27.6. Схемы разбивки вертикальных кривых от: тангенсов (а); вершины (б)
лых кривых, а также нисходящие и восходящие ветви вертикальных вогнутых кривых.
Разбивку вертикальной кривой обычно осуществляют двояким способом: либо от тангенсов, касательных к вертикальной кривой в начале и конце ее (см. рис. 27.6, а), либо от вершины кривой, т. е. от касательной в ее вершине, которая горизонтальна (см. рис. 27.6, б).
Шаг разбивки вертикальной кривой принимают равным строительному шагу, который, учитывая большие значения радиусов вертикальных кривых, как правило, принимают не менее /= 20 м. При такой длине строительного шага разбивки между смежными точками продольного профиля допускается линейная интерполяция высот, а полученная таким образом ломаная является дискретным аналогом вертикальной кривой.
При разбивке вертикальных кривых вычисления ведут по формулам (см. рис. 27.6):
" 2К~ 2---- ' (27.10)
К 2
где хт — расстояние от начала (или конца) вертикальной кривой до искомой точки М; ут — превышение от тангенса до искомой точки М\ К — радиус вертикальной кривой; /„ и /т — уклоны проектной линии продольного профиля соответственно в точках N и М; 1т— расстояние от вершины кривой до искомой уочки М\ Ит — превышение между вершиной кривой и искомой точкой М.
Высоты точек вертикальной кривой вычисляют: при разбивке от тангенсов
нт = нп + и, ±х-{ен-ет)-, (27Л1>